Правда ли, что Беларусь проголосовала против возможности виртуального выступления Зеленского на Генассамблее ООН? Какова позиция Минска о том, как связаны санкции и голод миллионов людей в мире?
На эти вопросы в интервью «Контурам» ответил белорусский постпред при ООН Валентин Рыбаков.
– Прошла информация, что Республика Беларусь проголосовала против возможности выступления президента Украины на Генеральной ассамблее в виртуальном формате. Могли бы вы прокомментировать такую позицию Беларуси?
– Я с большим удовольствием прокомментирую эту ситуацию, потому что это очень яркий, показательный пример того, как создаются и распространяются недостоверные или просто лживые сведения, лживая информация. На самом деле в Генеральной ассамблее произошло следующее. Сначала первым вопросом на этом заседании Генеральная ассамблея приняла решение консенсусом, то есть по решению всех государств, о том, что видеообращения на текущей сессии запрещены, все выступления должны проходить живьем, с физическим участием выступающих. Следующим вопросом рассматривался проект решения, которое было внесено в делегацией Украины об исключении из только что принятого решения и предоставлении возможности президенту Украины возможности выступить в формате видеообращения. Мы, Республика Беларусь, внесли поправку в это решение. Согласно этой поправке мы предлагали дать такую возможность всем, любым руководителям государств, правительств, министров и так далее, тем, кто принимает участие в нынешней текущей сессии Генассамблеи. Не делать исключение для одной страны, а дать возможность выступить любому представителю любого государства по той или иной причине, которая может складываться в данном конкретном государстве. Эта поправка не прошла, поскольку это была наша поправка, мы проголосовали против решения Украины, мы ни в коем случае не выступали против видеообращения президента Украины, предлагали дать такую возможность всем. На самом деле, знаете, это очень показательная вещь, одна из делегаций, делегация Канады, заявила о том, что эта поправка является враждебной. С моей точки зрения, это просто какая-то высшая степень политизированного идиотизма, потому что мы предлагаем возможность выступления любому представителю, в том числе и представителю Украины, Канады и любого другого государства, выступить в формате видеообращения, и нас обвиняют в том, что мы вносим враждебную поправку. Беларусь просто выступает за универсальное, справедливое правило, которое было бы одинаково для всех, а не для отдельно избранной страны или группы государств, мы это делаем всегда, и мы это будем продолжать делать.
– На международной повестке тема санкций приобрела особую актуальность в контексте мирового продовольственного кризиса. Что сейчас происходит в ООН и что ждать Беларуси?
– Этот вопрос действительно является очень актуальным, очень, я бы сказал, горячим. Он действительно обсуждается широко в Организации объединенных наций на встречах, на различных мероприятиях. Мы занимаем позицию всегда следующую. Нас, разумеется, конкретно интересует, скажем, санкционное давление, которое оказывается на наши предприятия, наших граждан, на отрасли промышленности. В частности, например, на поставку калийных удобрений. И наша позиция очень проста. Есть в ООН структуры, которые очень хладнокровно, спокойно подсчитывают количество людей, которые умрут от голода в следующем году и последующие годы из-за нехватки продовольствия, и речь идет о десятках миллионов людей. Мы говорим: то, что вы блокируете поставки нашего удобрения – это действие, которое направлено на то, что вы обрекаете на голод и на смерть от голода десятки миллионов людей, вы решаете людей основного права – права на жизнь. При этом вы продолжаете учить Беларусь и другие государства, как соблюдать права человека. И я недавно прочитал такую интересную мысль: продолжая действовать таким образом, вы имеете правительства государств, которые вводят санкции против Беларуси и других государств, вы будете сметены либо собственными народами, либо миллионами голодных, которые придут из разоренных вами стран в поисках еды, а не мифических прав человека в вашем понимании. Вот та позиция, которую мы продвигаем на всех уровнях Организации объединенных наций.
– Как вы оцениваете реакцию мирового сообщества на выступление министра иностранных дел Беларуси в рамках Генеральной ассамблеи?
– Реакция позитивная от дружественных государств; реакция как минимум нейтральная от государств, которые, скажем так, не во всем с нами согласны или совсем с нами иногда согласны, такие государства тоже есть, и не надо из этого делать тайн. Выступление получилось философским, с рассмотрением ситуации в мире, с рассмотрением о том, что такое ООН, куда эта организация идет, каково будущее и организации, и государств, которые являются членами этой организации. И на самом деле мы уже понимаем, что отклик тех государств, которые нас поддерживают, чрезвычайно позитивный, мы будем продолжать работать над тем, чтобы позиция Беларуси, которая закреплена в выступлении министра иностранных дел Владимира Макея, была услышана всеми, в первую очередь теми, кто готов эту позицию слушать и готов с нами сотрудничать.
Подписывайтесь на нас в Telegram