Белорусская батлейка: как возрождают по-настоящему народный театр кукл

В четверг во всём мире отметили День кукольника. Празднику всего 17 лет. В Беларуси этой профессии уже шестой век. С тех пор батлейка стала по-настоящему народным театром, как комедии масок у итальянцев. Отправиться с вертепной «скрыняй» по городам и весям, чтобы каждый мог приобщиться к нашему историческому наследию, мечтал Максим Богданович. 21 марта отмечается ещё и Международный день поэзии.  Где же сегодня небо сходится с землёй? Ответ знает наш культурный обозреватель Александр Матяс.   

В четверг во всём мире отметили День кукольника. Празднику всего 17 лет. В Беларуси этой профессии уже шестой век. С тех пор батлейка стала по-настоящему народным театром, как комедии масок у итальянцев. Отправиться с вертепной «скрыняй» по городам и весям, чтобы каждый мог приобщиться к нашему историческому наследию, мечтал Максим Богданович. 21 марта отмечается ещё и Международный день поэзии.  Где же сегодня небо сходится с землёй? 

Сверху город у истока Березины, как кукольный. И в этом есть своя правда. Вокруг Покровской церкви в начале ХХ века ходили всегда пьяный городовой Микита, хамелионистый земский Арский и хитрая панна Мальвина. 

Светлана Гмыза, заведующая сектором Докшицкого городского Центра культуры: «Ставім п’есы гумарыстычнага, бытавога характару. Гэта людзям цікавей. У бліжэйшай будучыні на "Славянскі базар у Віцебску" з’ездзім». 

Впервые уникальное явление в народном творчестве белорусского Поозерья зафиксировано 110 лет назад как промысел семьи Потупчиков. Отец формировал репертуар, аккомпанировал на скрипке. До 40 персонажей было на сценах – небесной и земной.  

Виктория Михнюк, научный сотрудник Музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси: «У XVI стагоддзі дзякуючы манахам каталіцкіх ордэнаў у нас распаўсюдзілася гэта зява. Вылучаюць асноўныя тры тыпы: "Яселькі", "Віцебскі жлоб" (своеасаблівы тэатр ценяў), класічная батлейка».

Всего же известно шесть видов этого белорусского «чуда». Термин «батлейка» произошёл от города Вифлеем, где на свет появился Христос. Искусство, рождённое верой, стало массовым задолго до появления кино, радио, телевидения. Звёзды «зажигали» на площадях в ярмарочные дни, на свадьбах.   

Алексей Лелявский, главный режиссёр Белорусского государственного театра кукол: «Глядя на современный белорусский театр кукол, прекрасно понимаешь, что основан он на батлейке. Он не основан на Петрушке. Даже в комических сценах она не предполагает такой расхристанности».   

Один из самых известных отечественных режиссёров в мире приобщился к традиции. В начале 1990-х, когда молодая Беларусь только занимала «свой пачэсны пасад між народамі», Лелявский интерпретировал «Цара Ірада». Драма в батлейке популярна не меньше, чем комедия «Паўлінка» в Купаловском театре.       

В СССР исконно народный театр считали инородным, ведь там религиозное начало. И всё же в 1981 году в самом центре Минска установили «Батлейку». Элементы согласовывали бдительно. Например, в персонаже Антонихи с кнутом идеологи усмотрели пародию на партию, якобы терзающую народ в лице Антона с козой. 

«Беларуская хатка» – музей-театр с точной копией могилёвской батлейки XIX века. С такой же, возможно, мечтал отправиться в турне по Беларуси песняр летом 1917 года. Богданович не дожил до лета.  

Татьяна Лобода, заведующая музеем «Беларуская хатка»: «Сучасным гледачам цікава паглядзець батлейку, а потым пабачыць яе будову, адчуць сябе ўдзельнікам працэсу. Распрацаваны занятак "Сам зраблю батлеечную ляльку"». 

Сегодня постоянное население деревни Стойлы на окраине Беловежской пущи лишь «деревянный народ» – куклы. Собрали «Полесскую батлейку» на малой родине мастера Николая Тарасюка по-белорусски – толокой. 

Лариса Быцко, хозяйка агроусадьбы «Стулы» (Пружанский район): «Стаялі свінні і каровы, зараз тут наша батлейка, да нас едзе ўвесь свет. У Нямеччыне пасля спектакля сказалі: "Мы не разумеем беларускую мову, але мы разумеем, што вы прывезлі душу народа"».   

В бытовых сценках здесь участвуют и куклы, и люди. Это явление начала XX века (эпохи  первого национального Возрождения). И снова «вдруг как в сказке скрипнула дверь» проходят фесты в Минске, Залесье под Сморгонью, открываются школы, существуют мастер-классы.        

Наталья Петрович, методист-мастер Докшицкого районного Дома ремёсел: «Пальчиковые уже не заказывают. Раньше вообще были деревянные куклы. Сейчас в основном делаются из текстиля. Я использую чулочную технику».  

Более 20 лет назад доксычане воссоздали «скрыню» своего «доброго Карабаса-Барабаса». Ставят спектакли по системе Потупчика. Скоро первая читка пьесы земляка Фёдора Полочанина. В белорусской батлейке есть всё: земля и небо, рай и ад, добро и зло. Это вам не игрушки, а спутники нашей жизни. 

Подписывайтесь на нас в Telegram