Обеспечить страну сырьевыми ресурсами, наладить контроль за их эффективным расходованием, а также продолжить поиск новых месторождений – такие поручения Президент дал правительству.
Собственных запасов нефти и газа для внутренних потребностей, конечно, недостаточно. Вместе с тем, белорусские недра богаты и другими полезными ископаемыми. И если одни – уже стратегический ресурс, то ценность других ещё до конца не осознана.
Этот агрегат (здесь его называют станок-качалка) позволяет добывать нефть из глубинных скважин вплоть до двух тысяч метров. Это разработка белорусских специалистов, раньше нефтяники использовали исключительно зарубежное оборудование. Опытный образец уже эксплуатируют на Речицком месторождении. В случае удачных полевых испытаний в 2016 году будет изготовлено более 30 таких устройств. Собственное производство позволит «Белоруснефти» неплохо и сэкономить, и заработать.
Владимир Гошкис, главный инженер производственного объединения «Белоруснефть»: «И учитывая, что у нас это будет не только сборочное производство, а мы будем изготавливать и определённые узлы, тем самым мы полностью загружаем одно из наших обособленных подразделений. Если наш станок-качалка в последующем будет конкурентоспособным, в том числе и с выходом за пределы Республики Беларусь, попробуем принимать участие в тендерных торгах за пределами республики».
В Беларуси ежегодно добывают чуть более полутора миллионов тонн нефти. При этом промышленные запасы – то, что ещё в земле – оцениваются в 53,5 млн тонн. Несложно подсчитать – с учётом нынешних темпов добычи их хватит лет на 30. Сегодня в разработке – 61 месторождение из 82 известных. В начале этого года специалисты обнаружили новые нефтяные пласты в пределах Речицкого месторождения. В августе стало известно ещё об одном – Южно-Шатилковском в Припятском прогибе. Нефтеперспективными геологи считают Оршанскую и Подлясско-Брестcкую впадины. Там работы вообще пока не ведутся. Впрочем, нефть – это лишь одно из богатств белорусских недр и далеко не основное. Как по-хозяйски распорядится тем, что даровано природой? По мнению Президента, это не только экономический, но и политический вопрос.
Беларусь занимает третье место в мире (после Канады и России) по объёму добычи калийных солей. Имеет 22 млрд тонн залежей каменной соли. Огромные запасы строительного сырья, торфа и других полезных ископаемых.
Ещё одни ценный ресурс – пресная и минеральная вода. И белорусы, по мнению экспертов, ещё не до конца осознают её истинную ценность. По оценке ООН, в ближайшие десятилетия вода станет не менее важным стратегическим ресурсом, чем углеводородное сырьё. В некоторых странах (в частности, Северной Африки, Центральной Азии, Аравийского полуострова) тонна чистой воды уже стоит дороже нефти.
Экспорт питьевой и минеральной воды может стать выгодным бизнесом для страны. Тем более, что подготовка скважин не требует больших затрат, а добываемая вода соответствует всем международным стандартам. О необходимости обратить внимание на нереализованный водный потенциал Президент говорил ещё пять лет назад во время традиционного послания парламенту и народу. Однако с тех пор мало что изменилось. Вкус белорусской воды знают в основном только наши ближайшие соседи. В то время как на отечественных прилавках можно найти грузинские, французские и даже итальянские торговые марки.
Есть в Беларуси и подземные геотермальные воды, которые можно использовать в энергетике. Конечно, отечественные источники не такие горячие, как, например, в Исландии и Японии, но этого достаточно, чтобы обогреть небольшой промышленный объект.
И всё же на практике пока не всё так привлекательно, как в теории. Например, имея немалые запасы торфа – более 900 млн тонн (их хватит на 100 лет), страна импортирует каменный уголь. Непозволительная расточительность, считает Президент и требует оптимизировать импорт и экспорт. Причём продавать не ископаемое сырьё, а готовую продукцию из него. От геологов Александр Лукашенко ждёт серьёзных сдвигов в поиске и разработке полезных ресурсов.
Что и в каких объемах ещё скрывают белорусские недра? Геологи утверждают – многое, даже драгоценные металлы. Всё упирается в себестоимость их добычи. Но рано или поздно появятся техника и технологии, которые позволят её минимизировать. А пока ценные ресурсы спрятаны надёжнее, чем в любом банковском сейфе. На сегодняшний день уже готова госпрограмма изучения недр на ближайшее пятилетие и на период до 2030 года. Геологи намерены расширить зону поиска.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram