Президент Беларуси заявил об этом, посещая предприятие. Здесь производят уникальную технику – аналогов некоторым образцам нет на территории СНГ.
В принципе, Глава государства и приехал на завод, чтобы лично убедиться в том, что здесь способны производить конкурентоспособную продукцию, а также достойно работать даже в сложных условиях.
Минский завод колёсных тягачей – предприятие экономически устойчивое и по заказам, и по зарплате. Но чтобы достичь такого результата сегодня, в суровые 90-е, вспоминает главный конструктор, приходилось буквально выживать.
Тогда завод пошёл на серьёзный риск. Оставшиеся в бюро конструкторы на энтузиазме разработали новую модель тягача, которая, оказалось, опередила своё время.
Этого хватило, чтобы успешно работать 15 лет. Но чтобы вновь обгонять время и конкурентов, требовалась серьёзная модернизация. Денег на новые станки, а каждый из них – это сотни тысяч евро, не было. На заводе подготовили проект, убедили правительство, и государство оказало поддержку. В обмен на результат.
Юрий Николаев, главный конструктор Минского завода колёсных тягачей: «Сейчас в год мы разрабатываем 12-14 новых тем, в советское время – было 2-3. Тогда не было такой потребности».
Сегодня МЗКТ – это два в одном. Техника для нужд народного хозяйства и для военной промышленности. Портфель заказов здесь сформирован на пять лет вперёд. Кто-то скажет: ещё бы, работать на военпром всегда было выгодно. Госзаказ, деньги. Только успевай выпускать. Но ведь и армия не возьмёт устаревшие образцы – на заводе говорят, теперь период обновления пошёл уже не на десятилетия, на годы.
Инновационные разработки Минского завода колёсных тягачей – привычное дело. Из года в год конструкторы предприятия удивляют. Вот новинка этого года – тягач 600201. Здесь внедрили автоматическую коробку передач – невиданное дело для тех, кто производит подобное на просторах СНГ. Ещё одна новация – независимая подвеска. Колёсная формула 8х8 позволяет распределить нагрузку на каждую из четырёх осей индивидуально. То есть даже в условиях полного бездорожья на тягаче можно перевозить высокоточное, дорогостоящее и прихотливое оборудование – без проблем.
Ещё одна новинка от белорусского военпрома – «Кайман». Здесь конструкторы пошли на хитрость. За основу взяли советский бронеавтомобиль БРДМ, усилили броню, прибавили скорости и добавили современные технологии.
Образец получился не хуже российского «Тигра», только белорусский «Кайман», как подобает названию, ещё и плавает. Да и стоит дешевле.
Российская тема не однажды затрагивалась во время посещения завода. В первую очередь, из-за того, что белорусские промышленники научились делать образцы не хуже, чем у соседей. Тому доказательство, что россияне охотно берут технику МЗКТ. Два из трёх автомобилей уезжают в Россию. И продажи растут – за последние пять лет экспорт тягачей удвоился. Но в чём тогда секрет этого завода, ведь и на МАЗе, и на «МТЗ» экспорт также существенно снизился.
Игорь Летов, генеральный директор Минского завода колёсных тягачей: «Тяжёлое положение сегодня у всех предприятий. Кому-то легче, а кто-то в цейтноте, не сумев сориентироваться, модернизироваться».
Виталий Вовк, министр промышленности Беларуси: «Сегодня оказана господдержка МАЗу. Место на рынке есть, немного, но есть. МАЗу тяжело конкурировать. Ситуация выравнивается, но до хорошего 21-13 года ещё далеко».
Но льготы, которые предоставляет государство, не каждому предприятию идут впрок. Это отметил и Президент. Он детально ознакомился с производством, прошёл по всей технологической линии, пообщался с рабочими, а некоторым вполне серьёзно пообещал карьерный рост. Возможно, на отстающем пока предприятии – таком, как могилёвская «Строммашина». Легендарный в прошлом завод сегодня переживает не лучшие времена, есть серьёзные экономические проблемы.
Вопрос принадлежности заводов и фабрик сегодня тоже поднимался. Заводом колёсных тягачей ещё недавно активно интересовались российские купцы. Слухи вокруг покупки-продажи успешного государственного предприятия не утихают и сегодня.
Позиция Президента – белорусский военпром должен быть в белорусских руках. Разумеется, не исключено сотрудничество, кооперация, совместные разработки. Но при наличии такого научно-технического потенциала, грамотных специалистов, способных делать машины, за которыми выстраиваются в очередь (а МЗКТ работает только под заказ), менять заводы на деньги государство не намерено.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram