Об этом сегодня заявил Президент на совещании с правительством. Министры подготовили для рассмотрения сразу три проекта документов. Это правовые новации, которые затронут широкий спектр предприятий, финансовых структур, и самое важное – простых граждан. Экономический и социальный эффект от возможных изменений оценивали сегодня на совещании.
Как придать экономике новый импульс – первый вице-премьер Василий Матюшевский (в правительстве он курирует финансы и инвестиции) на совещание во Дворец Независимости пришёл с абсолютно новым предложением – ввести секьюритизацию.
Преимущество – в перераспределении финансов, потоков и долгов. В мировой практике такая схема получила широкое применение, объёмы исчисляются триллионами долларов. Но Александр Лукашенко предостерегает: все новации, особенно экономические, должны быть тщательно продуманы.
На практике новая схема финансирования выглядит так: у определённого, к примеру, завода есть приличный долг перед банком. Параллельно появляется новая финансовая организация. Она выпускает облигации, которые поступают в свободную продажу, а вырученные деньги переводит банку. Это и есть покупка долга. В результате: покупатели облигаций могут рассчитывать на дополнительный доход. Банк избавляется от проблемного кредита. Резонный вопрос: в чём финансовая выгода организации, которая выкупила долг? Ответ в скидке. Долги завода ей достаются по сниженной цене. Это и есть прибыль. У должника, кстати, тоже есть возможность рассчитывать на пересмотр кредита и по срокам, и процентам. До сих пор секьютиризация в Беларуси распространялась лишь на жилищные кредиты. Теперь её можно будет применить во всех секторах экономики.
На самотёк новый финансовый механизм не пустят. Государство выстроит меры защиты: у покупателя облигаций должны быть гарантии, что деньги будут вложены надёжно. Для этого в законе пропишут все нюансы.
Вадим Иосуб, старший финансовый аналитик компании «Альпари»: «Секьюритизировать или продать в виде ценных бумаг можно только так называемые хорошие кредиты, за которыми стоят надёжные заёмщики. То есть этот инструмент не является волшебной палочкой, которая может превратить плохие кредиты в хорошие. Реализация механизма будет означать развитие белорусского финансового рынка, движение вперёд».
Задолженность белорусских предприятий и компаний перед банками – тема актуальная. В прошлом году только в виде процентов кредиторы получили 200 миллионов евро. Это сопоставимо с объёмом чистой прибыли за год. Поэтому пересчитанные сроки и проценты позволят должникам перевести дух. Но не больше! Погашать обязательства всё равно придётся. Финансовая тема сегодня на совещании стала основной, но не единственной. Правительство предлагает пересмотреть законы также в транспортной сфере и утвердить новации по обороту табачных изделий и электронных систем курения.
Инициатива концерна «Белнефтехим» – так называемые топливные карты. Подобные карты лояльности различные заправочные станции выпускают и сегодня. Но, как правило, они рассчитаны только на «своих» клиентов и в списке – ограниченный выбор услуг. Та же компания «Белоруснефть» уже двадцать лет предлагает юридическим лицам заправляться с помощью чипов. 36 тысяч организаций, преимущественно государственных, так контролируют расходы – в чип можно «зашить» лимит на день или заправку только определённым топливом. «Белнефтехим» предлагает в одной карте максимум автовозможностей.
Удобство – главный аргумент. К тому же, полагают в концерне, это повысит привлекательность транзита для иностранных перевозчиков. Ночлег, питание, мобильная связь и движение по платным дорогам – в один клик и по одной карте. Но Александр Лукашенко предупреждает: топливная карта должна стать страховкой для клиента. В перечень поставщиков услуг должны войти только надёжные компании, которые будут бороться за водителя.
Ещё одно предложение, которое прозвучало сегодня во Дворце Независимости, – приравнять электронные системы курения к обычным табачным изделиям. В производстве, продаже и потреблении. Главный довод Министерства антимонопольного регулирования и торговли – и классические сигареты, и электронные близки по способу потребления. Поэтому и требования к ним должны быть едиными.
Виолетта Брезовская, начальник управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли: «В настоящее время в нашей стране этот вопрос не урегулирован. Мы видим, что электронные системы курения набирают популярность, поэтому было принято решение распространить ограничения и нормы, которые действуют в отношении табачных изделий, и на электронные системы курения».
Приверженцы ингалятора, изобретённого в 2004 году, апеллируют: он выпускает пар, а не дым. И, следовательно, не так опасен, как классическая сигарета. Но в министерстве поясняют: человек всё равно, по сути, курит! И окружающие видят в первую очередь сам процесс. А вопросы: «Что он курит?» и «Как он это делает?» уходят на второй план. Сейчас «табачно-электронные вопросы» регулируют сразу несколько ведомств (милиция, врачи, торговля) – есть предложение объединить все нормы в один комплексный закон, где будет запрет на рекламу электронных систем и чётко определённые места для продажи и для курения.
Виолетта Брезовская, начальник управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли: «Мы таким образом убираем эту товарную позицию из касс, чтобы дети, которые приобретают другие товары, не видели изображения и пачки табачных изделий».
В своих требованиях министерство предлагает установить запрет и на курение обычных сигарет, и на «парение» электронных на пляжах, в лифтах, а также в автомобилях в присутствии детей до 14 лет. Президент инициативу поддержал, но поручил доработать нормы с учётом мнения общества (и курящего, и уже бросившего).
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram