Аккаунт или нокаут?

Как уже вошло в привычку, о многих событиях – вплоть до приказов об артобстрелах или зачистках – на своих страницах в Интернете сообщают высокопоставленные украинские военные. Социальные сети для них – да и для многих российских политиков – практически заменили официальные заявления для прессы. Такова тенденция нашего времени.
Аккаунт или нокаут?

Как уже вошло в привычку, о многих событиях – вплоть до приказов об артобстрелах или зачистках – на своих страницах в Интернете сообщают высокопоставленные украинские военные. Социальные сети для них – да и для многих российских политиков – практически заменили официальные заявления для прессы. Такова тенденция нашего времени.

А что же белорусские чиновники? Увы, в социальных сетях они представлены весьма скупо. С одной стороны – таков, вероятно, наш менталитет – сразу после нового назначения госслужащие просто удаляют свои аккаунты. Мол, ничего личного у чиновника нет и быть не может. Но с другой стороны, социальные сети – и не признавать этого нельзя – пытаются быть альтернативой привычным средствам массовой информации. И значительной частью населения – главным образом молодой – больше востребованы именно виртуальные площадки. Тем не менее, время берёт своё, и наши чиновники постепенно начинают общение с населением в соцсетях. Странички Мингорисполкома, как первые ласточки, появились в «Фейсбуке» и «Твиттере».

У журналистов есть примета – чем больше бумаг, резолюций и согласований на столе начальника, тем выше его пост. Самый молодой минский мэр за всю историю Андрей Шорец встречает улыбкой и тут же ломает стереотипы. Планшет и ноутбук – вот они, мосты для ускорения.

Андрей Шорец, председатель Минского горисполкома: «Я экономлю время! Потому что не люблю перекладывать бумаги. Если мне надо – вот, смотрите, план по развитию системы безналичных расчётов – я открыл, почитал. Чем будет у меня лежать вот такая пачка бумаг, и я его буду судорожно искать. Мы постепенно переходим на электронный документооборот, мы решения Мингорисполкома согласовываем в электронном виде, почта, резолюции…»

То ли ещё будет, – обещает мэр. Скоро всё ведомство перейдёт на работу в электронном формате. Больше скорость, меньше бумаг. И в том, что в Мингорисполкоме произошли изменения, 15 января многие узнали из сети – у главного столичного ведомства теперь есть персональные «Твиттер» и «Фэйсбук». Подчинённые Шорца называют новатором. Это – в глаза. А за глаза: «И зачем ему только понадобился этот Интернет!»

Андрей Шорец, председатель Минского горисполкома: «Для общения! Мы хотим, чтобы наиболее продвинутая часть нашего общества, которая пользуется современными компьютерными технологиями, могла посмотреть, чем живёт город, какие проблемы её волнуют, что происходит в городе. Чем больше людей будут видеть, чем живёт город, и высказать свои предложения и замечания – это ещё одна форма по работе с обращениями граждан».

За первые десять дней на новости из горисполкома подписались более тысячи человек. Приличный старт! Кроме Шорца, соцсетями активно пользуются и другие белорусские политики и депутаты – Вадим Девятовский общается в «ФБ», представители Следственного комитета активно информируют журналистов о громких происшествиях, своя страница в сети «ВКонтакте» есть у мэра Гродно Мечислава Гоя. Но первопроходцем среди белорусских госучреждений стала столичная милиция. 1 мая 2010 года она появилась в «Твиттере».

Сегодня глава пресс-службы с оглядкой почти на пять лет присутствия в сети считает – всё было правильно. После «Твиттера» появился «Перехват» – уникальный продукт, который помогает бороться с преступностью и правонарушениями. Теперь милиция и народ стали играть в одной команде.

Александр Ластовский, пресс-секретарь ГУВД Мингорисполкома: «Общий язык был найден. Не всегда отношения складывались легко и просто. Бывали и провокации, и оскорбления, но люди высказывали свои претензии и жалобы, которые находили своё подтверждение. Вот вам уже первый плюс».

Ещё один – укрепился положительный имидж милиции. И самое главное – ежегодно с помощью общения в Интернете раскрываются десятки преступлений и сотни правонарушений. Только в Минске! Конечно, сеть можно не воспринимать, говорит Александр Ластовский, и вообще отрицать её присутствие. Но за последние десять лет мир очень изменился. Может, поэтому теперь в слова «если вас нет в Интернете, вас нет нигде» веришь охотно.

Первые соцсети появились 20 лет назад. Простые и примитивные, они, тем не менее, быстро завоевали популярность. И сегодня есть как мировые лидеры – к ним можно отнести «Фэйсбук», «Твиттер», «МайСпэйс», – так и геолокальные, но не менее популярные – например, «ВКонтакте» и «Одноклассники». Есть профессиональные, корпоративные соцсети. Всевозможные сервисы тоже построены с помощью аккаунтов – например, «Инстаграм». Фотографируй, общайся, развлекайся.

Но не общением единым... У каждой уважающей себя компании или организации обязательно будет не только сайт, но и аккаунт. А лучше несколько. Кому реклама, кому пиар, кому общение и продвижение. Целей много. И всё больше логинов и паролей вводят чиновники и политики. Что говорят и о чём думают сильные мира сего, хочет знать каждый и первым.

Но иногда сеть разносит такие перлы политиков, что хоть стой, хоть падай. Например, недавнее заявление министра иностранных дел Польши, историка по образованию, о том, что Польшу, оказывается, освобождала не Советская армия, а украинская. Так как фронт назывался Первый Украинский. А представитель Госдепартамента США Джен Псаки и вовсе призывала отправить шестой флот США к берегам Беларуси.

У Александра Лукашенко официальных аккаунтов в соцсетях нет. Но только в «Одноклассниках» можно подружиться с сотней якобы белорусских Президентов. Разумеется, все эти аккаунты фальшивые. Просто Александр Лукашенко предпочитает реальное общение, и в этом преуспел. Работает сайт Президента, которым можно активно пользоваться и через него общаться. А вот в России моду на интернет-общение задаёт премьер-министр Дмитрий Медведев. Ещё в апреле 2009 года, будучи Президентом, он завёл свой дневник в «Живом журнале». Тогда в сети к именитому пришельцу отнеслись без почтения. Многие обращались к нему по-свойски, как и принято в Интернете: Димон или Медвед.

Наталья Тимакова, пресс-секретарь председателя Правительства России: «Я не понимаю людей, которые в “ФБ” пишут: “Не, ну ты, Димон, молодец! Зажёг!” Он вам не Димон! Он председатель Правительства! Не обязательно называть его Дмитрий Анатольевич, но Дмитрий – и на Вы!»

Но вскоре и сам Медведев ответил в социальной сети: «Да ладно, Димон! Меня так в детстве называли». Это виртуальное братание, считают блогеры, в некоторой степени и позволило Медведеву стать в Интернете своим. Но однажды популярность Медведева сыграла с ним злую шутку.

В августе прошлого года неприметный мужчина зашёл в одно из московских кафе. Заказал кофе, устроился за столиком, открыл ноутбук. Запустил несколько программ, подключился к бесплатному Wi-Fi, но вышел в Интернет так, чтобы отследить его действия было невозможно. Открыл в браузере «Твиттер» и написал первый твит: «Ухожу в отставку. Стыдно за действия правительства. Простите».

Эта запись появилась в официальном аккаунте премьер-министра России Дмитрия Медведева. Её увидели два с половиной миллиона подписчиков. Чуть позже появятся ещё два твита: «Вова, ты не прав» и «Стану свободным фотографом. Давно мечтал». Уже полгода неприметного мужчину, который взломал аккаунт премьер-министра, ищут. Безуспешно.

Страницу оперативно подчистили, Медведев продолжает постить новости. А вслед за ним обустраиваться в виртуальном пространстве стали и другие политики. Сейчас аккаунты есть практически у всех депутатов Госдумы. «Единоросс» Роберт Шлегель – в пятёрке самых читаемых. Считает, что Интернет сокращает расстояние между депутатом и избирателем, упрощает общение. Поговорить о том, что происходит в Госдуме, рассказать о своём видении проблем насущных, ну и, конечно, поболтать немного о личном.


Такая продвинутость в Интернете – дело, конечно, хорошее, но и оно не спасло от финансового провала, который случился. Сеть в своих интересах использовали валютные спекулянты. Поэтому российские топовые блогеры считают, что всё-таки не стоит преувеличивать роль Интернета в политической жизни России.

Интернет в России – действительно, скорее, забавное развлечение. Да и по статистике, большинство граждан страны политическим аккаунтам предпочитают порносайты, сайты знакомств или интернет-магазины. Другое дело – Украина.

Только ленивый не слышал об украинской Интернет-партии. Её глава – сам Дарт Вейдер. Весь прошлый год эксцентричные партийцы штурмовали политический Олимп. Дарт Вейдер баллотировался в президенты Украины, мэры Киева и Одессы, а на выборах в Верховную Раду аж 16 Вейдеров выдвинули свои кандидатуры по разным округам. Кто все эти люди и был ли одним из них Алексей Шевченко, программист из Киева? Секрет фирмы.

Алексей Шевченко, заместитель главы Интернет-Партии Украины: «Всё может быть, как у нас в партии говорят, Дарт Вейдер один, а паспортов у него может быть много. Он вводит людей в гипноз, меняет им фамилию, и они от его имени баллотируются».

Именно интрига, креативные акции и ролики с участием Дарта Вейдера, активное их размещение в социальных сетях и помогли привлечь внимание прессы, а значит, и избирателей к Интернет-партии.

Впрочем, в Раду «Тёмный Лорд» не прошёл, хотя за Интернет-партию проголосовали около 100 тысяч украинцев. Может, было бы и больше. Но активная аудитория социальных сетей, то есть люди в возрасте до 35 лет, как правило, неохотно ходят на избирательные участки. Но Интернет в Украине – оружие обоюдоострое. С помощью аккаунтов можно информировать о деятельности ведомства, а можно устроить и координировать Майдан, что и произошло. И сейчас Интернет не всегда работает на мир, но и на войну.

Белорусские чиновники предпочитают разные формы общения – это и приём граждан, и прямые телефонные лини и. А вот в Интернете они пока выбирают роль стороннего наблюдателя и регистрироваться, а уж тем более рассказывать о себе не спешат. Впрочем, этого от них никто и не требует. Всё-таки у каждого есть право на личную жизнь. Другое дело, когда чиновник может (а иногда и должен) выйти в сеть от имени своего ведомства.

Владимир Ковалкин, эксперт по вопросам реформы государственной службы: «Как правило, крупные, важные, интересные люди заводят два аккаунта. Существует аккаунт официальный и существует аккаунт, что называется, для друзей. И тогда пользователи Интернета чётко понимают, какую позицию выражает человек. То есть он сейчас на госслужбе и выражает позицию своего госоргана. Либо он является абсолютно частным лицом и вечером опубликовал свои фотографии для друзей.

Чиновники, возможно, станут ближе к современным информационным технологиям и будут, в том числе, ближе к гражданам. Лучше поздно, чем никогда».

Того же мнения и мэр Минска Андрей Шорец. Съёмочную группу он торопит – много дел, и не только виртуальных. Но на прощание показывает «Циркуляр», датируемый 1910 годом. Кириллицей выведено – «ни одна инструкция не может определить все должностные обязанности».

Андрей Шорец, председатель Минского горисполкома: «Циркуляр Морского технического комитета говорил: господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями с пользой для дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения».

И это ещё один повод обсудить инициативу. Возможно, и в Интернете.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram