«Мы обязаны это помнить и передать детям». Акции всенародной памяти в местах сожженных в годы войны деревень проходят в Беларуси

Обновлено
«Мы обязаны это помнить и передать детям». Акции всенародной памяти в местах сожженных в годы войны деревень проходят в Беларуси

Всенародная боль и трагедия каждого из нас. Эта неделя проходит в стране под знаком республиканской акции памяти. Белорусы собираются в тех местах, где во время Великой Отечественной нацисты сжигали и расстреливали мирных жителей целыми деревнями. 


Более 9000 населённых пунктов разрушены и сожжены, многие так и не восстановились, а миллионы загубленных жизней сегодня – наша общая боль, о которой невозможно говорить без кома в горле. О том, как нацизм, который в любой истории начинается с крайних форм национализма, убивал белорусов.

Александра Вишневская, бывшая узница лагеря смерти в Озаричах: «Мы шли в числе последних, а сзади ребёночка несла женщина, и он всё время плакал и кричал, кричал. Сопровождающему фашисту это надоело, и он в упор этому ребёнку, я оглянулась, а он прямо в лицо – и кровь брызнула. Я маму обхватила за ногу, а мама говорит: будешь кричать, будет и тебе то же самое. До 13 лет я не могла плакать».

Мы живём в уникальное время, когда ещё живы свидетели величайшей трагедии прошлого века. От того, что они рассказывают, леденеет внутри, ведь мы видели это в кино, читали в книгах, но даже представлять, какой ужас происходил на нашей родной земле всего 80 лет назад, уже страшно. С каждым днём людей, которые чудом выжили, становится всё меньше. Нам остаётся лишь безмолвный крик мемориалов, который должен быть самым ценным уроком мира для будущих поколений.

Этот мемориал в Жлобинском районе называют «детской Хатынью». Во время Великой Отечественной здесь находился концлагерь, в котором дети становились донорами для раненых немецких солдат. Их у родителей отбирали силой. Тогда здесь погибли почти 2000 мальчиков и девочек, у которых сначала забрали кровь, а потом замучили и сожгли.  В память о каждом в деревне Красный берег создали монумент - в центре монумента «мертвый» класс: белые каменные парты, за которые после войны здесь некому было сесть.

А это деревня Ола, и её навсегда стёрли с карты страны. В январе 44-го каратели уничтожили здесь 1757 человек, из них 950 детей. Больных и стариков расстреливали прямо в их домах, всех остальных согнали в большой сарай и подожгли. Чтобы страшный урок остался в памяти навсегда, по инициативе местных жителей на месте вызженной деревни возвели мемориальный комплекс. Монумент состоит из большого пешеходного маршрута – это восстановленная деревенская улица. Вдоль неё калитки, как символы сожжённых домов. А ломаные арки символизируют сломанные судьбы.

Душераздирающий крик женщин и детей за минуты до смерти во всём мире должен навсегда остаться лишь театральной постановкой. В Витебской области сегодня на несколько минут вернулись в май 43-го, когда в один день оборвались жизни 66-ти мирных жителей. Всего в Докшицком районе в годы войны уничтожены около сотни деревень, а на месте деревни Шуневка о них напоминает мемориал «Проклятие фашизму».

С горечью и слезами на глазах вспоминали сегодня погибших жителей небольшой деревни Шауличи под Волковыском. В июле 43-го, на Купалье, фашисты расстреляли 366 мирных жителей только за то, что рядом с деревней погиб немецкий офицер. Все дома сожгли. К мемориалу со всей Гродненской области съехались школьники, военные, работники предприятий, общественных объединений. Почти 400 человек – символично, почти столько же здесь когда-то было и жителей.

Игорь Гедич: «Это то место, которое достойно поклонения. И я здесь с сыном. И это было еще одним из толчков, чтобы приехать сюда, передать те эмоции, те ощущения именно подрастающему поколению, непосредственно моему сыну».

Владимир Караник, председатель Гродненского облисполкома: «Желающих какие-то свои идеи, какие-то новые порядки насадить в другой стране на штыках надо приводить сюда и показывать, какие чудовищные формы принимает этот процесс. Какой кровью и болью за это заплачено. А для нас -  мы обязаны помнить это, передать своим детям».

Помнить и передавать, чтобы никогда больше. Об этом сегодня была и реконструкция трагических событий войны в деревне Борки Кировского района. В июне 42-го на рассвете мирных сельчан согнали в амбары и сожгли заживо. За один день – больше 2000 ни в чём не повинных жителей, ещё шесть прилегающих посёлков. Это была одна из самых крупных карательных операций нацистов на территории Беларуси.

Масштабный мемориальный комплекс, который открыли в Борках летом прошлого года — дань памяти погибшим жителям всех выжженных деревень. Уйти отсюда без мыслей о них, просто невозможно. 

Вот уже 77 лет в Лесках невыносимая тишина. О трагической судьбе лесной деревни, что в самом сердце Беловежской пущи, рассказывает памятник: на нем 216 имён – женщины, дети и старики. Все были уничтожены 4 мая 43-го. Это была месть карателей за связь с партизанами: часть мирных жителей согнали в сарай и сожгли, остальных расстреляли, тела сбросили в общую яму, в которой ещё долго шевелилась земля.

Николай Щерба: «В четыре утра они приехали, окружили деревню, всех согнали в одно место, яму выкопали и расстреляли. Столько родни у меня было, по пять человек в семье, а сейчас – ни одного».

После войны деревня так и не возродилась. Как ещё сотни таких же, где нацисты хладнокровно и за считанные минуты лишали жизни мирных белорусов, навсегда лишая будущего этих мест. Вспоминать эту историю важно не только в памятные даты.

Юрий Шулейко, председатель Брестского облисполкома: «У каждого дрогнуло. У меня то же самое происходило в душе. Когда погибают деревни, стираются с земли, уходит прошлое. Эту боль и память мы должны нести и передавать детям, внукам».

А в Минске о душах погибших за наше мирное будущее молились представители разных конфессий. Траурный митинг прошёл у мемориального комплекса «Тростенец», который возведён на месте концентрационного лагеря. За два года нацисты убили здесь больше 200 тыс. человек за то, что они были евреями. Жестокость, о которой невыносимо даже говорить. Этот памятник – вечный символ осуждения античеловеческой политики нацизма, и снова лишь одна мысль – пожалуйста, никогда больше.

«Такие места в Беларуси – они не просто в памяти, они, как осколок у моего дедушки под лопаткой левой. Ему сейчас 95 лет, и он жил мирной жизнью, но осколок у него под лопаткой никуда не делся, вот и в теле Беларуси такие осколки».

Митинги, реквиемы, встречи для минуты молчания проходили в Беларуси всю неделю. Мы должны сделать всё, чтобы сохранить страшные события войны в памяти поколений и всеми силами беречь мир в родной стране. Завтра, когда стемнеет, на особенную акцию памяти белорусы соберутся в ещё одном знаковом месте. Накануне 78-й годовщины уничтожения Хатыни прозвучит всебелорусская молитва. Отдать дань памяти погибшим приедет Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Подписывайтесь на нас в Telegram