​Хорошо, если прежде, чем сесть за руль, один из российских туристов в Минске употребил только квас. Хоровод на колёсах у главной ёлки на Октябрьской площади устроили наши гости.

Хорошо, если прежде, чем сесть за руль, один из российских туристов в Минске употребил только квас. Хоровод на колёсах у главной ёлки на Октябрьской площади устроили наши гости.

Водитель автомобиля с регистрационными знаками Московской области несколько раз демонстративно выполнил управляемый занос в непосредственной близости от пешеходов. Причём запись так называемого дрифта нарушитель сам разместил в Интернете. Недопустимые по правилам дорожного движения маневры прекратились лишь после замечания случайных прохожих.

Как сообщили в ГАИ, нарушитель может быть привлечён к ответственности как минимум за создание аварийной ситуации. А возможно – и за хулиганство. Но это станет известно только после его показаний. Инспекторам удалось установить номерные знаки автомобиля. Дрифтера разыскивают, причём как в Беларуси, так и на территории России. Так что лёд под колёсами этой машины, где бы она ни находилась, в известном смысле может треснуть.

А вот в прямом смысле лёд трещит под ногами особенно отчаянных любителей зимней рыбалки. Температура в последние дни отнюдь не напоминает крещенские морозы, а подтаявшая поверхность водоёмов грозит трагедией. Но рыбаки, как заговоренные, упрямо выходят на лёд.

И это при том, что за зимний сезон 2013 года утонули 33 рыбака, причём восемь из них – только в одном минувшем декабре. Почему же этих людей так тянет на лёд?

Даже если за окном плюсовая температура, но на водоёме – лёд, Алексей Николаевич знает: люди с ящиками и бурами обязательно постучат в его окно. И попросятся на ночлег.

Алексей Челядинский, житель д. Рабунь (Вилейский район): «Кроватей у нас хватает. Места много. Они сегодня приехали, мы им тут протопим, они придут. Лягут. Очень хорошие люди, аккуратные, есть пенсионеры, рабочие, всякие есть».

Деревню Рабунь, что в Вилейском районе, уже давно называют рыбным и «клёвым» местом. Местное водохранилище, а это самый большой искусственный водоём в стране, в сотне метров отсюда. Приезжим – рыбалка, местным пенсионерам от постояльцев – заработок. Негласные расценки за ночёвку доходят до сотни тысяч рублей. Это – за койку в доме на первой береговой линии, в центре деревни – такса уже пятьдесят тысяч, на другом конце села – и вовсе двадцать пять.

Алексей Челядинский, житель д. Рабунь (Вилейский район): «Какие деньги? Я не бедно живу. Не из-за денег. Ну, приехал, пускай переспит, мне жалко их».

Парадокс, но большинство местных жителей к зимней рыбалке равнодушны. Дед Николай – один из немногих, кто знает толк в приманках, мормышках и лесках. Но и для него подлёдная рыбалка – не смысл всей жизни. Скорее, хобби.

Николай Микулич, житель д. Рабунь (Вилейский район): «Посидел, порыбачил, для здоровья полезно. Я вообще не ем рыбу».

Главная новость последних дней в деревне тоже связана с рыбаками. Вечером 3 января пятеро смелых отправились на лёд, а ночью решили вернуться на берег. Но подтаявший лёд под ногами стал трещать. Бедолаг вызволяли местные спасатели, а ещё через час той же ночью уже на другом берегу водохранилища пришлось оказывать помощь уже другим рыбакам.

Такие истории на Вилейской спасательной станции обыденны. Главный водолаз района, на счету которого полгода жизни под водой, грустно усмехается: как только установится первый лёд, жди чрезвычайных ситуаций. И многих рыбаков по пути на водоём рассказами о трагедиях не остановишь.

Александр Ровдо, начальник Вилейской спасательной станции: «Он сам под воду, рюкзак выставил, ящик выставил, тогда только мы его вытащили. Притянули на станцию, обсушили. Обсох. Он отошёл от нас к этим берёзам, смотрим, пошёл опять рыбачить. До месяца люди проводят на льду. Они так отпуск проводят, на льду. Я лично такого понять не могу».

Последний рекорд – 27 дней на льду. Его установил житель столицы. К спасателям заходил лишь пару раз: узнать новости да обогреться. Час-другой – и снова к лунке. Так что же так тянет людей на лёд? Неужели, рыба?

Николай Иванович, как сам признаётся, типичный зимний рыбак. Он 15 лет отходил матросом и штурманом по северным и южным морям и океанам, но даже сейчас, на пенсии, остановиться не может. Холодно? Да нет. Жена привыкла. Кот радуется. Но этот рыбак на всем водохранилище, пожалуй, самый предусмотрительный. Говорит, это страшно, когда на твоих глазах тонет человек.

Николай Козлянок, житель г. Вилейки: «Утонул тут человек, побежал наш спасатель, дело ночью было. Сам два раза проваливался, ничего не видно, ночью дело было. Утонул человек из-за этой рыбки…»

В 2014 году в Беларуси утонули 33 любителя подлёдной ловли. Немного, если сравнивать с общей статистикой утонувших: всего вода забрала жизнь у 613 человек. По разным причинам: здесь и суициды, и летние купания, и родительская беспечность – когда детей одних оставляли на берегу или в ванне. Но даже эти 33 рыбака – чьи-то дети, мужья и отцы. Причём число тех, кто погиб на воде зимой, с каждым годом меньше не становится. Ведь белорусские зимы всё больше – с плюсовой температурой.

Если вы провалились под лёд, самое главное – не паниковать. И как можно быстрее попытаться выбраться. Для этого нужно широко раскинуть руки, своим телом наваливаться на лёд и выползать из воды. Делать это нужно как можно быстрее, ведь вода ледяная. И если вам удалось это сделать – хорошо. Если нет – зовите на помощь.

Такого незапланированного моржевания можно избежать. Ведь главное в зимней рыбалке вовсе не снасти и не наживка, а средства защиты. Как минимум два приспособления должны быть у любого рыбака всегда с собой.

Александр Ровдо, начальник Вилейской спасательной станции: «Самое надёжное спасательное средство, которое будет находиться на рыбаке. В любое время года. Если лёд скользкий, чем ты зацепишься? Ногтями же не зацепишься. Тем более в рукавицах. А эти штуки. Идёшь по льду – они тебе не мешают».

В одном из самых популярных рыболовных магазинах столицы к концу недели – аншлаг. Свежего опарыша и мотыля берёт каждый второй. А вот те самые спасительные альпенштоки, увы, непопулярный товар.

Чемпион мира по подлёдной ловле Александр Розов – а рыбалка, оказывается, не просто увлечение, а с 2009 года и спортивная дисциплина – сам, к счастью, не тонул. Но безопасность ценит превыше всякого улова. Вот и сюда заглянул, чтобы присмотреть средства и снасти. В марте на финских льдах пройдёт чемпионат планеты, и тренер сборной Беларуси уже сейчас прикидывает – и как победить, и как не пострадать.

Александр Розов, чемпион мира по подлёдной ловле-2011: «Это обычное хобби. Кто-то берёт сноуборд, но их же никто не называет больными людьми. Всё зависит от подготовленности человека и от его ответственности. Зимняя рыбалка – это масса стереотипов. Мол, опасно, холодно».

Но, пожалуй, самый главный стереотип – это алкоголь. В понимании обычных людей человек с ящиком на плече и с буром в руках должен обязательно шататься, а из кармана его тулупа обязательно должна торчать бутылка.

Магазин в той же деревне Рабунь – едва ли не самое близкое место к водохранилищу. Всего-то 100 метров! Но очередей за алкоголем нет, даже плодово-ягодное с колоритным названием «Алые паруса» не берут.

Вот и те, кто берёт рыбаков-квартирантов на постой, отрицают алкогольную связь. Иначе, говорят, не пускали бы на порог.

Алексей Челядинский, житель д. Рабунь (Вилейский район): «Никогда! Может, на кухне они там одну на четверых. Зайдут, идут спать. Чтобы шатались? Нет».

Так чем же тогда «берёт» зимняя рыбалка? Улов большого значения не имеет, алкоголь тоже не причина. Может, истина под ногами?

В лабораториях института физики Национальной академии наук специально исследованием льда не занимаются. Но, говорят, есть в этом замёрзшем состоянии воды что-то, что притягивает.

Евгений Толкачёв, научный сотрудники Института физики Национальной академии наук: «Это вещество весьма загадочное, в нём расстояние между молекулами больше, чем в обычной воде. Плотность льда меньше, и при замерзании из льда вытесняются все примеси – он прозрачный. Это не просто так. Если лёд голубой – он самый крепкий, если белый – крепость уменьшается в два раза. Желтый или серый – то здесь говорить не о чем. Прямая дорога в воду».

И здесь, пожалуй, не стоит искать причины, что же так рыбаков тянет на лёд. Каждому, что называется, своё. Свежий воздух, страсть, хобби или мужской геном добытчика – здесь целый комплекс определений. Главное, чтобы в погоне за золотой или серебристой рыбкой, рыбаки помнили о собственной жизни. Ведь никакая рыба и азарт не заменит погибшего человека родным. А общество, кстати, тоже может помочь самим рыбакам. Единые телефонные номера спасения есть у пожарных, милиции, скорой помощи и газовой службы. У водных дозорных есть свои локальные номера, которые не каждый рыбак знает. А ведь здесь, как нигде, всё решают даже не минуты – секунды.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram