Земляные печи на лесной поляне точь-в-точь, как и у старинных керамических дел мастеров. Под Бобруйском проходит уже одиннадцатый по счёту пленэр «Арт-Жыжаль».
«Сердцем» мастерской под открытым небом участники пленэра «Арт-Жыжаль» называют земляные печи. Керамика была известна мастерам ещё в глубокой древности. Технология с веками принципиально не изменилась. Разве что некоторые современные мастера у себя дома в мастерских используют электропечь. А вот так в опару – это вода с мукой и дрожжами – опускали уже обожженные горшки ещё старинные мастера: проверяли на прочность. А заодно на керамике создаётся необычный рисунок.
Название пленэру дал древнеславянский бог подземного огня Жыжаль.
Олег Ткачёв, участник пленэра «Арт-Жыжаль»: «Мы имеем дело со стихиями: берём землю, добавляем воду, сохнет на воздухе, а потом обжигаем в огне. Художник предполагает, какой должна получиться работа. А огонь делает так, как ему нужно».
Вот так и с мастером из Башкирии Екатериной Репниковой. Слепила чудо-дерево, а что это за дерево, говорит, и самой интересно было бы узнать.
Екатерина Репникова, участник пленэра «Арт-Жыжаль»: «Работа рождается после обжига, потом я её раскрашу. А когда из печи достану, я потом его и назову. Когда ребёнок рождается, только тогда ему дают имя».
На 11-й по счёту пленэр съехались более двадцати керамических дел мастеров из разных стран. Художники делятся своими секретами: как замесить глину, что лучше – ручная или гончарная формовка. Студент Белорусской академии искусств Артём работает рука об руку с опытным мастером из Украины Мирославой. Оба создают женские образы. Но мужское и женское прочтение.
Артём Максимов, участник пленэра «Арт-Жыжаль»: «Это – плод. Человек, женщина и одновременно фрукт. Идея: женщины они такие беременные, внутри плод – жизнь. Это новый круговорот жизни».
Мирослава Росул, участник пленэра «Арт-Жыжаль»: «Это Пенелопа, ожидающая Одиссея. Думает о нём, а он где-то плавает на корабле».
А совсем скоро мастера продемонстрируют всем желающим (и прежде всего собираются полюбоваться сами) экспериментальную – огненную – скульптуру. Она построена прямо на печи, и поджечь её собираются ночью. Для большего эффекта.
Валерий Колтыгин, художник-керамист, организатор пленэра «Арт-Жыжаль»: «Когда её обжигают до тысячи градусов, она стоит раскалённая. Это секс-символ нашего «Арт-Жыжаля». Это Жыжаль.
Не боги горшки обжигают, но и без помощи потусторонних сил это искусство не обходится. Так не то в шутку, не то всерьёз говорят о своём творчестве мастера.
Подписывайтесь на нас в Telegram