Неожиданная инициатива: новый школьный учебник по истории в России напишут «всем миром» в Интернете

Новый учебник по истории для школ России будет разрабатываться в Интернете. Новый проект уже получил название «Пишем историю вместе». Все материалы будут обсуждаться и дополняться во время дискуссии в режиме реального времени.
Неожиданная инициатива: новый школьный учебник по истории в России напишут «всем миром» в Интернете

Новый учебник по истории для школ России будет разрабатываться в Интернете. Новый проект уже получил название «Пишем историю вместе». Все материалы будут обсуждаться и дополняться во время дискуссии в режиме реального времени.

Для этого текст всероссийского учебника истории разместят на специальном портале. Удастся ли общими усилиями российскому обществу справиться с участившимися случаями фальсификации исторических фактов?

Разговоры о необходимости нового единого учебника по истории в России начались с уже ставшей крылатой фразы министра культуры, мол, нельзя в голове пятиклассника порождать плюрализм. Бороться этим негативным, по мнению чиновников, явлением решено при помощи технологии глобального проекта «Википедия»: когда любой человек может создавать и редактировать статьи в Интернете.

Сергей Шахрай, председатель Правления Российского исторического общества: «Профессионалы-историки, профессионалы-медийщики предоставляют современные ресурсы очень широкой аудитории и, самое главное, молодёжной аудитории, потому что молодёжь редко заглядывает в книги, живёт в Интернете. И надо дать в этом информационном облаке некую площадку».

Обсуждением в Интернете новый учебник намерены избавить от фактических противоречий и двойных трактовок. Например, Куликовская битва здесь однозначно будет знаковым сражением, а не межкняжеской потасовкой, татаро-монгольское иго – фактом, а не мифом, партизанское движение в Беларуси в годы Великой Отечественной войны – примером героизма и удачной народной стратегии.

Кстати, труднее всего сейчас российским учителям. Им самостоятельно предлагается выбрать учебник из 82 имеющихся тематических пособий. Но так как историю считают наукой трактовок, сделать это порой совсем непросто. В Татарстане, например, на взятие Казани Иваном Грозным смотрят иначе, чем в Москве, и об этом почти не пишут в учебниках. В Чечне депортацию местного населения во время Великой Отечественной считают преступлением, в то время как для российских регионов это в первую очередь тактическая операция – для обеспечения мирного тыла воюющей армии.

Вот и разбираться, кто прав, а кто не совсем теперь предложено всем миром. Правда, «писать историю вместе» начнут всё же профессионалы. Они на первом этапе создадут макет учебника. Позже возможно подключение более широкого круга специалистов. Будут вестись онлайн-дискуссии, которые позволят найти сбалансированные ответы на спорные исторические ситуации. И только на последнем этапе текст выложат в открытый для всех желающих доступ. Комментировать учебник, составлять развёрнутые соображения по тем или иным темам смогут все желающие. Надо лишь зарегистрироваться.

Анатолий Торкунов, ректор МГИМО, соорганизатор проекта «Пишем историю вместе»: «Это так или иначе будет побуждать людей глубже узнавать историю, потому что участвовать в дискуссии, не зная истории вообще… Ну, такие люди, конечно у нас есть в любой области, но имея тот исторический массив, который сегодня существует только лишь в Интернете, это будет заставлять людей обращаться к этим источникам, и не все они плохие».

Противники создания нового единого учебника говорят, что это всего лишь очередная попытка передела достаточно прибыльного дела издания школьной литературы. Единого взгляда на историю быть не может. Но кураторы проекта утверждают – весь процесс будет на поверхности. После обкатки учебника в интернет-пространстве его опубликуют и в печатной форме, и в онлайн-версии. Даты и факты сможет проверить любой желающий.

Подписывайтесь на нас в Telegram