Что видели, то писали

Уходящая культурная неделя прошла под знаком реализма. 17 июня в музее Янки Купалы открылась выставка белорусских художников из частных коллекций.
Что видели, то писали

Уходящая культурная неделя прошла под знаком реализма. 17 июня в музее Янки Купалы открылась выставка белорусских художников из частных коллекций.

20 июня о реальных проблемах говорили министры культуры стран СНГ. Кстати, в этот день исполнилось 85 лет народному художнику БССР опять-таки реалисту Гавриле Ващенко.

Наш «шестидесятник», наш «современник» до сих пор у мольберта. Молодость Ващенко в «суровом стиле». Вроде бы в реализме, но уже «послесталинском». XX съезд партии развенчал культ личности и вызвал «культурную революцию». «Светлое настоящее» на холстах поколения Гавриила Харитоновича сменили рабоче-крестьянские будни. Без прикрас.

Гавриил Ващенко, народный художник БССР: «Якраз ужо сталася аб'яднанне пластыкі і праўды жыцця. Мы ведалі, што такое жыццё, і за яго трэба, так сказаць, змагацца».

Сегодня о «реализме» Ващенко, Савицкого (хотя мэтров нередко называют «антагонистами») скажут: он «белый», или «чистый». Для души художники, как правило, работали «для себя». Государство не спешило платить за искусство без госзаказа. Нетематические портреты, натюрморты оставались в мастерских.

Александр Радаев, коллекционер: «Я не скажу, что белорусские художники «раскручены» на внешнем рынке. То есть это, скорее, такая наша вотчина, коллекционеров местного значения».

Показывают своё редко. И эта выставка в столичном Доме Купалы – частность в частном. На «ты» с национальным искусством Радаев уже второе десятилетие. Вначале было хобби. Сейчас – крупнейшее в стране приватное собрание. Есть пейзажи «ушедших классиков» Ахремчика, Севрука… Их реализм по реальным ценам, пока.

Лариса Бортник, директор художественной галереи: «Это «жучки» от искусства. Они как бы заходят в чужой огород для того, чтобы там «срубить капусты». Купил, допустим, картину Жолток за $800, пытается продать её за полторы. Тот, кто купил за полторы тысячи, пытается продать её за две».

Породистые галеристы (в Беларуси их немного) заняли оборону. Мол, не пройти у нас «чёрным» тенденциям с Запада. Кстати, коллекционеры оттуда в годы Перестройки «куплялі беларускае». Точнее даже «скупали» через наследников. Было дело: «авторы реализма» (афишировать это не принято и сегодня) уходили полностью. Кто брал картины оптом, получал всё: наброски, палитры, кисти…

Лариса Бортник, директор художественной галереи: «Россия гораздо круче в этом смысле. И сейчас уже Украина активно вступила в этот арт-рынок. Там, конечно, много смуты».

Игорь Бархатков, художник: «Они писали одни и те же пейзажи, в одних и тех же деревнях, но это совершенно разная живопись. То есть чувствуются разный характер, разная мощь».

Сегодня он наследник традиций «белого» реализма. Что правда, то правда. Отец Игоря учился рисовать природу у великого Бялыницкого-Бирули. А затем ставший классиком Антон Бархатков уже сам учил сына. Из родительской программы: искусство должно быть связано с жизнью. Зритель ждёт на полотне ель, а не набор треугольников.

«Высокие горы сдвигает советский простой человек». Как говорится, из песни слов не выбросишь. Мужчины 5-метрового роста. Под стать им женщины… Здесь даже они играют мускулами. Не люди, а Боги. Но не нашлось бы тогда того, кто бы сказал: это – неправда!

Монументальность – в характере отечественного реализма. Холсты старались брать побольше. За такие работы и платили больше. Особенно в 70-х, 80-х. В годы, когда Художественным музеем БССР управляли люди-легенды
Елена Аладова и Юрий Карачун.

Ольга Архипова, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: «Конечно, реализма как стиля не существует. Это всего лишь направление в искусстве. И, в общем-то, даже иконопись называют реализмом. Белорусский реализм всегда был особенный. Он отличался от русской школы».

Кстати, «старшее поколение» (такая традиция) здесь и в почёте, и вне очереди… В плане выставок. Например, Виктор Громыко и Леонид Щемелёв (сегодня патриархи нашего искусства, им по 90!) могут не сомневаться: под вернисаж без споров отдадут элитную галерею Старого корпуса музея. В Атриуме Нового на этой неделе разместили «Победный май» живого классика Мая Данцига.

Александр Радаев, коллекционер: «Всегда всё чётко с точки зрения академизма. В плане композиции какого-то мазка и вообще видения пространства, среды. Любая их работа является каким-то «осколком» того времени, того ушедшего уже искусства».

Так было и 30, и 40, и 50 лет назад… Аракчеева (продолжая почин «стариков-реалистов») – с пленэра на пленэр. Недавно писала на Чистых Прудах под Калининградом. К слову, холщёвый зонт у Оксаны – от отца, яркого шестидесятника Бориса Аракчеева. Его не стало этой весной.

Оксана Аракчеева, художник: «Где работать? Мастерские получить очень сложно было. И очень проблематично. И, конечно, как папа говорил всегда: «главная у нас мастерская была – это природа. И летом, и зимой».

Так художники, по сути, ходили в народ. Снимали за символическую сумму «хатку» на деревне. Одну на двоих, а то и на целую бригаду. Писали, что видели. В этом и был «реализм». На холстах «застывали» пионеры-строители Новолукомля, доярки-пятитысячницы – высокие идеалы. Кстати, Борис Аракчеев был первым нашим в каталоге аукциона Christie's. Каталог торгов 1997 года – большая редкость.

Оксана Аракчеева, художник: «Т
ематическая картина – это часть их жизни. Папа с ностальгией вспоминал те времена, когда были соцзаказы. Несмотря на то что это был «соцзаказ».

Игорь Бархатков, художник: «Нету плеяды!.. Нету плеяды! Нету этих десятков, сотен «солдат», которые бьют и любят настоящую жизнь. Если горе в стране, они пишут горе. Если радость, они пишут радость».

Да и раньше попасть в республиканский Союз художников – нужно было как минимум три выставки в московском «Манеже». Туда, на «всесоюзный Олимп», отбирали лучших реалистов большой страны Советов. Почему сегодня и знают Гавриила Ващенко. Почему ещё 20 лет назад американцы признали этого белоруса «Человеком ХХ столетия».

Гавриил Ващенко, народный художник БССР: «Я не ставіў мэты проста зрабіць сімвал. Я нарадзіўся на Палессі, Палессе – гэта буслы».

Послевоенной, реальной, как и всё, что окружает мэтра в его мастерской. Продолжение, уверен Ващенко, будет! Кумиры постепенно уходят (в июне не стало народного художника БССР Владимира Стельмашонка), но их школа остаётся.

Подписывайтесь на нас в Telegram