Торговать в убыток или из-под полы? В мае в силу вступили новые ветеринарно-санитарные правила

С 1 мая в силу вступили новые ветеринарно-санитарные правила, согласно которым убой скота теперь возможен только в организациях со специальными площадками. Это и неудобно, и дорого, и качество мяса страдает – жалуются сельчане.
С 1 мая в силу вступили новые ветеринарно-санитарные правила, согласно которым убой скота теперь возможен только в организациях со специальными площадками. Это и неудобно, и дорого, и качество мяса страдает – жалуются сельчане, которые долгие годы и сами со всем справлялись.
 
Семейный бизнес резко пошёл на убыль. Потомственные свинарки жалуются: всё дело в новых правилах. Убой скота с 1 мая возможен только на специальных площадках, но никак не на частных подворьях. Это теперь услуга, и она, конечно, платная.
 
Валентина Симоненко, житель д. Красная (Быховский район): «Поросенок 100-120 кг весом стоит в пределах 500 тысяч. Плюс транспортные расходы. Плюс потом расходы на рынке – за место не очень много, но всё равно. Всё складывается и вытекает где-то около миллиона».
 
Прокормить хозяйство и не прокормиться самому. Шутят: с поросёнком можно по миру пойти и едва ли не в кругосветку. Перед убоем ведь нужно попасть на приём к ветеринару. А ближайшая бойня в Быховском районе за 25 километров. И это ещё повезло.
 
Сетуют частники и на расписание работы: мол, как быть, если убой по будням, а традиционный базарный день в субботу? Да и к качеству убоя, как бы это ни звучало, и у сельчан, и у продавцов есть претензии.
 
Но бойня – конвейер. Быстрее – током. А от него мясо может почернеть. Вот частники и решили: на районный рынок больше ни ногой. И их пустующие места в тот самый базарный день не знак протеста, что, дескать, поступили по-свински. Просто как продать то, что не продаётся? Удивительно, но отсутствию конкурентов-частников предприниматели не рады. Они ведь, как правило, перекупщики. То есть качество их мяса тоже страдает. А покупатели зачастую шли на рынок именно в поисках домашней свининки.
 
Ситуация с бойнями не везде одинакова. Всего их по стране 150. Но итоги первого месяца работы по-новому показали: каждую третью тонну мяса заготовили в Брестской области. Возможно потому, что скотобойни здесь сохранились ещё с советских времён. Да, многие площадки нужно модернизировать, но они есть! И в частном порядке готовы идти на уступки.
 
А вот по чему новые правила и вовсе не должны были ударить, так это по фермерским хозяйствам. Большинство и раньше сдавало скот на мясокомбинаты. Правда, там теперь очередь! У некоторых фермеров бычков уже скопилось на 300 миллионов.
 
Василий Новик, глава фермерского хозяйства (Кобринский район): «С перегрузкой холодильников мы на сегодняшний день не можем сдать то поголовье, что планировали. Идёт передержка и лишние затраты на корма, на содержание – это никому не нужные затраты».
 
Он собирался и поросят разводить, и новые помещения уже готовы. Теперь вот выжидает, присматривается. А есть и те, кто уже, что называется, перестраховался. Накануне вступления правил в силу от свиней решили избавиться. Пара голов осталась про запас. А фермер переключился на страусов.
 
И практика показывает: сейчас в этом бизнесе действительно можно прогореть. Фермер, семь лет разводивший свиней, уверен: такой убой скота – едва ли не убийство его хозяев. Когда-то у него была своя площадка: каждый убой под присмотром врача. Теперь же, говорит, мясо начнут продавать по другой схеме. В любой районной газете найдётся объявление о продаже «живым весом». И разве не договорится покупатель с частником, чтобы живое, не отходя от кассы, сделать неживым?
 
Сергей Киевец, фермер: «Приедут, тут же убьют его, к себе домой привезут и дома сделают мясо. Это одно из самых оптимальных решений. Единственное, что потянут ли люди целого поросёнка купить? Если только две-три семьи скооперируются и купят».
 
Но разработчики новых правил уверены: нет ничего важнее санитарного благополучия.
 
Александр Куцко, заместитель председателя Департамента ветеринарного и продовольственного надзора: «Ранее частники сами забивали скот на своём подворье, при этом никаких санитарных условий не было выдержано. Для ветеринарной службы главное – это сохранить эпизоотическое благополучие в стране. Если не будет эпизоотического благополучия, то не будет и никакой экономики».
 
Для тех же фермеров вопрос экономический, выходит, самый больной. Дорого содержать – значит, надо дороже продавать. Но сейчас на самом крупном рынке Минска в день одна-две точки с домашним мясом. И не то у него качество, сетуют частники, чтобы цены поднимать.
 
Но одно существенное изменение в рыночных отношениях уже есть. Хотя новые правила призваны усилить санитарный контроль, ветеринарный врач на рынке мясо больше не проверяет. Тушу исследуют и клеймят на бойне. То есть увиденному клейму ветврач должен поверить, выпустить мясо на прилавок и автоматически понести ответственность за то, чего сам он не делал.
 
И вопрос пока открытый – перейдёт ли количество в качество. Только вот в народе новые правила уже называют «убойными»...
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram