Уходящая неделя была практически полностью во власти природной стихии: землетрясение и смерчи в России, предупреждение синоптиков о ливнях в Беларуси (к счастью, неоправдавшиеся – циклон «Кристофер» пришёл к нам без каких-либо чрезвычайных ситуаций).
Оклахомский монстр

Уходящая неделя была практически полностью во власти природной стихии: землетрясение и смерчи в России, предупреждение синоптиков о ливнях в Беларуси (к счастью, неоправдавшиеся – циклон «Кристофер» пришёл к нам без каких-либо чрезвычайных ситуаций).

Пожалуй, самое серьёзное испытание обрушилось на жителей американского штата Оклахома – торнадо устроил там апокалипсис наяву, некоторые города буквально стёрты с лица Земли, власти до сих пор считают пострадавших.

При первых звуках сирены о приближении торнадо Андреа Гонзалес усадила всю семью в машину и помчалась в ближайшее убежище. Ветер разбивал вдребезги всё, что было внутри. Ей повезло – машина стояла капотом к дальней стене гаража.

Андреа Гонзалес, местная жительница: «Моя собака была здесь. Старший сын – на заднем сидении, младший – у него на коленях, мама сидела рядом. Я хотела, чтобы в такой момент мы были вместе».

Оклахомский «монстр» открыл сезон торнадо. На неделю раньше, чем рассчитывали специалисты. У стихии свои правила: первый – и сразу 5-я категория. Диаметр воронки – больше 2 километров, скорость ветра – почти 100 м/с.

Дора Китен, местная жительница: «У нашего шелтера вырвало дверь, внутрь полетел всякий мусор – доски, кирпичи. Еду засыпало. Но мы в порядке. С нами ещё собаки были. Они в порядке. Теперь мы в мотеле ютимся. Дома нет».

Разрушения сильны настолько, что властям пришлось в срочном порядке делать новые вывески с названиями улиц. Спасательные команды просто не могли приступить к работам: ни домов, ни улиц – сплошные развалины. Особенно в той части, где жили семьи с небольшим достатком. Фотограф Тони Бойд только их и снимает. Волонтёрская организация, которую он представляет, затем сделает специальный фотоальбом. Не для всех.

Тони Бойд, волонтёр, фотограф: «Вот вы вернитесь сюда через какое-то время, увидите – в бедных районах по-прежнему разруха. Поэтому мы только о них и рассказываем. И деньги от продажи фотоальбома будем перечислять конкретным семьям».

Жителям «Аллеи торнадо», как называют эту часть Америки, смерчи не в диковинку. Последняя мощная буря прошла здесь в 1999 году. Тогда стихия унесла жизни 44 человек. Обновлённая статистика нынешнего торнадо – 24 человека погибли, в их числе 9 детей, около 300 ранены, тысячи лишены крова.

Такими знаками помечены машины, в которых обнаружены мёртвые тела. На этой улице их больше всего. Официально поисково-спасательные работы в этом районе города Мор – в окрестностях Оклахома-Сити – прекращены. Теперь все усилия направлены на расчистку завалов.

Эти волонтёры из Арканзаса и Техаса. На ногах уже несколько дней. В зону бедствия практически сразу же стала поступать помощь из других городов Оклахомы, из соседних штатов.

Барак Обама, президент США: «Мы останемся столько времени, сколько понадобится, мы заново построим школы, больницы, бизнесы. Сейчас там зияет пустота. Мы заполним этот вакуум любовью».

Президент Обама пообещал Оклахоме незамедлительную федеральную помощь. Пострадавшие её, разумеется, ждут, но говорят – надоело, что правительство всякий раз делает одну и ту же работу над одними и теми же ошибками, пора пересмотреть стандарты строительства. Хлипкие хибарки пусть останутся в американских книжках и фильмах.

Американский писатель Фрэнк Баум ещё в 1900 году описал, а Голливуд позднее снял то, что в Канзасе, Техасе, Оклахоме происходит ежегодно. Только в «Волшебнике из страны Оз» торнадо хоть и крушит всё на своём пути, но переносит девочку Дороти в волшебную страну. В реальной жизни не до волшебства: всего за 40 минут около 2,5 тысяч домов разлетелись в щепки. На восстановление нужно не менее
$3 млрд.

Четыре машины, дом, вещи – у семьи Крисел торнадо отнял практически всё, а они улыбаются – пора экономить! От их жилья не осталось камня на камне, а они шутят: «Заходи в гости. Не хочешь через дверь, сегодня можно через окно». Смеясь, расстаются со своим прошлым. Но всё же надеются, что новый дом будет крепче старого.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента 

Подписывайтесь на нас в Telegram