Автомобиль – это ли не роскошь? Особенно, если это служебный внедорожник ценой почти в 200 миллионов рублей? Председатель СПК «Зимница» Славгородского района убеждён: не роскошь! Производственная необходимость!
Александр Потёмкин, председатель СПК «Зимница» (Славгородский район): «Давайте так: мне сегодня нужно ехать в Могилёв, агроному – в Чаусы, инженеру нужно ехать по запчастям. Для колхоза она нужна, цена вопроса – всего 100 тонн пшеницы».
В прошлом году в СПК дали прибавку по зерну в 300 тонн. Почему бы не обновить автомобиль? Купили. Рулит теперь председатель на внедорожнике «Хонда». Хотя такую же машину хозяйство покупало несколько лет назад. Оба «японца» в строю и на фоне местной молочно-товарной фермы смотрятся, как гости из будущего.
Нет на ферме ни морозильной камеры, ни собственной лаборатории. Получить молоко высокого класса, от которого зависит рост зарплаты, в таких условиях нереально.
Татьяна Натенкова, заведующая фермой СПК «Зимница» (Славгородский район): «Чтобы крыша была хорошая, не текла, условия для содержания самих коров. Хотелось бы опилочками посыпать, чтобы чисто было. И условия доярке создать, облегчить её труд. Самим нужно чистить и подсыпать, белить вручную».
Простой расчёт: по стоимости вторая «Хонда» – как две «Нивы». Или ещё одна месячная зарплата всему СПК. Или цена модернизации фермы. Кому как нравится.
Сергей Портянкин, главный специалист Комитета госконтроля Могилёвской области: «Здесь закон не нарушен, но возмущает то, что хозяйство не из лучших. Вы сами видели, в каком состоянии одна единственная ферма. А деньги на последнюю машину затрачены – 180 миллионов».
Новую ферму «Зимница» строит. Обходится своими деньгами. Цена вопроса – 20 миллиардов. Но пока сюда вложили только два, на стройплощадке гуляет ветер, а деревянные перекрытия гниют.
Правовую оценку в Могилёвском районе скоро дадут и ещё одной схеме, по которой действовал СПК «Дружба» Глусского района. Вырастили зерно – продали в Бобруйск. Но покупатель – гидролизный завод – выручил должника и перевёл сумму не в «Дружбу», а в службу, точнее – в автосалон. Кредиторы сельхозкооператива, которые устали ждать расчёта, остались ни с чем. Зато в хозяйство прикатила новенькая «Лада». Четвёртая машина для руководства.
Улучшать условия для себя любимых директорам и чиновникам не впервой. Говорят, это для того, чтобы больше думать о работе, а не о бытовых неудобствах. Но если средняя зарплата на предприятии – 2-3 миллиона рублей, наседают кредиторы, уместны ли, спрашивается, такие траты? И если предприятия ещё пытаются что-то заработать, то государственные конторы осваивают бюджетные, а значит, народные деньги.
Кстати, с этого года заработал «Закон о государственных закупках» и теперь большинство товаров, услуг или работ чиновники должны приобретать через электронные аукционы. Принципов, которыми должны руководствоваться чиновники, много, но главные – «эффективное расходование денежных средств» и «гласность и прозрачность процесса госзакупок». Та самая гласность и стала камнем преткновения для некоторых райисполкомов, которые хотели вложить деньги в новый автомобиль. И присмотрели внедорожники за $40-50 тысяч. Правда, когда журналисты подняли шум, намекнув на совесть и Год бережливости, торги быстро свернули.
Сергей Реутский, управляющий делами Бешенковичского райисполкома: «Торги по закупке автомобиля «Санта-Фе» не состоялись в связи с отсутствием претендентов, а больше ничего не скажем».
На заводе горного воска тоже решили купить автомобиль, за $60 тысяч. Уверяют, что не за бюджетные деньги, а за свои. Но вскоре спохватились и аукцион отменили.
Андрей Девятов, сотрудник завода горного воска (Пуховичский район): «Да, нам необходим был автомобиль, потому что у нас есть автомобиль, которым пользуется руководство, и он уже прошёл 600 тысяч. Обыкновенный «Фольксваген Пассат», никакого навороченного не было. 600 тысяч – сами понимаете, для машины. В итоге получается, из-за вот этой паники нам сказали – вы с автомобилем потерпите, сделайте свой. Мы отремонтируем свой и будем кататься дальше».
Анна Литвинович, управляющий делами Поставского райисполкома: «В ближайшее время мы пока не покупаем ничего. У председателя райисполкома автомобиль, на котором ездят все председатели райисполкома, – «Тойота», 2008 года».
Но в том же «Законе о госзакупках» есть и любопытная особенность – если аукцион по каким-то причинам не состоялся, то предприятие или исполком всё равно может осуществить закупку. Без тендера и с согласия вышестоящей инстанции. И автомобиль здесь не исключение.
В соседней России бюджет из-за проворных чиновников теряет ежегодно миллиарды долларов. Как правило, об этом становится известно из новостей. Дело «Оборонсервиса», аварии с участием дорогих иномарок священников – как раз из таких историй. Только в прошлом году в прессе обсуждали стоимость трёх автомобилей служителей церкви, которые стали участниками крупных аварий. Общая стоимость машин – более 10 миллионов рублей. Для сравнения: на эти деньги можно купить две хороших квартиры в Москве. И ещё одно наблюдение. Если посмотреть на весь российский автопарк представительского класса, большую часть собственников по документам составят безработные или пенсионеры. В стране заговорили о новом виде искусства – красивом и вполне законном уходе от налогов.
Алексей Мухин, директор Центра политической информации: «В России, особенно в Москве, пенсионеры имеют налоговые льготы и этими льготами, как правило, пользуются сыновья и внуки, которые, оформляя на родителей-пенсионеров или бабушек, дедушек дорогие машины, квартиры, получают эту самую налоговую льготу. Этот способ не вполне морально-этичный, но вполне действенный».
Оформляя имущество на родственников, российские чиновники любят предстать в налоговых декларациях этакими скромными тружениками. Дескать, «электорат богатых не любит». Зато они сами очень любят всех своих родственников, а особенно жён. У них-то, по документам, и бизнес, и недвижимость, и счета в банках.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук: «У нас был такой министр финансов Кудрин, его жёнушка сфотографировалась для модного журнала… Так вот, то, что на ней было надето, стоило годового заработка её мужа. Это было в 2000 м году, притом что она говорила, что никогда не берёт чужие вещи, одевается только в своё».
В прошлом году с такой дискриминацией попавших под каблук государственных мужей государство решило покончить. Идти «сдаваться» в налоговую чиновников обязали вместе со всеми домочадцами. А вот для простых россиян решено сделать послабления. Попался первый раз – рассчитайся с казной и заплати штраф. Об эффективности можно будет сказать только через год, в сезон новых деклараций.
Он филантроп, меценат, поборник здорового образа жизни и, ко всему прочему, миллиардер. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг – один из богатейших людей планеты. Журнал Forbes оценивает его состояние в $22 миллиарда.
Зарплата мэра – $1 в год. Блумберг отказался от денег города. У него внушительный автопарк, но миллиардер иногда пользуется метро.
Лондонский коллега Блумберга Борис Джонсон чуть ли не c первого дня руководства городом на работу и деловые встречи ездит исключительно на велосипеде. Хотя в Великобритании не обходится без коррупционных скандалов. Депутат парламента Дэвид Чейтор перепутал казну и собственный карман, оплатив частные расходы. Осуждён.
В том же Гомеле ещё не утихли страсти и по бывшему мэру Виктору Пилипцу. Прошлой осенью его задержали по подозрению в превышении власти или служебных полномочий.
Павел Траулько, начальник пресс-службы Следственного комитета Беларуси: «Кроме него по делу привлечены в качестве обвиняемых и признаны подозреваемыми ряд должностных лиц Гомельского управления капитального строительства. В настоящее время проводятся следственные действия по проверке договоров долевого строительства, заключённых с управлением капитального строительства в 2011-2012 годов».
Два года назад УКС горисполкома построил 25 квартир для граждан, дома которых подлежали сносу. Но ключи получили, в том числе, и «свои»: родственники и знакомые. Да ещё по ценам существенно ниже рыночной стоимости. Между тем строительство шло за бюджетные деньги. Словом, есть в чём разбираться.
Но почему же люди скрывают свои доходы? Чего они боятся? Можно предположить, что бедным быть ещё не стыдно, а вот богатым – боязно. Да и зависть никто не отменял. Но есть ли сомнения в том, что у народа должно быть право знать, куда идут бюджетные – наши с вами – деньги? Конечно, нет. Только у властных мира сего должна быть точно такая же обязанность. Честно указывать, из каких доходов оплачены расходы.
Наше родное министерство по налогам и сборам всерьёз обеспокоено «серыми» доходами вообще и 3 200 сограждан в частности. По итогам заполнения деклараций их расходы не сошлись с доходами. Пожалуй, самый яркий случай – гомельская пенсионерка.
Валентина Сытько, зам. начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Гомельской области: «В прошлом медицинский работник в период с 2002 по 2011 годы приобрела 6 квартир в областном центре. Из легальных доходов у неё имелась скромная зарплата, а в последние 3 года и вовсе пенсия».
Сегодня в трёх квартирах пенсионерки живёт она сама и близкие родственники, а ещё три сдаёт внаём. Налоги она всё-таки заплатила – проблемы с законом, говорит, никому не нужны. Ну а как за 9 лет на скромные доходы купить 6 квартир, похоже, никого не интересует. Такая вот тайна вклада.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram