Президент побывал с рабочей поездкой в Брестской области – на предприятии «Ивацевичдрев». Лукашенко был здесь в 2006-ом, дал поручение модернизировать всю отрасль. Сейчас Президенту показали итог – обновлённый за немалые деньги «Ивацевичдрев».
Президент побывал с рабочей поездкой в Брестской области – на предприятии «Ивацевичдрев». Лукашенко был здесь в 2006-ом, дал поручение модернизировать всю отрасль. Сейчас Президенту показали итог – обновлённый за немалые деньги «Ивацевичдрев».

Чиновники, видимо, рассчитывали произвести приятное впечатление, но знакомство с заводом пошло не по привычному сценарию. В результате темпы модернизации предприятий деревообработки Президент раскритиковал, руководство «Ивацевичдрева» сменил прямо не месте.

Беларусь – «лесная» страна. Рощи, пущи и дубравы у нас занимают почти 40% территории. Напоминание о том, что лес – это наше богатство, можно увидеть едва ли не на каждом плакате и придорожном камне вдоль лесных массивов. И действительно, природа не очень щедро одарила нас собственными ресурсами – древесина, калийные соли, торф, гранит, песок и глина. Вот, пожалуй, и всё.

Сегодня наша страна заготавливает около 10 млн кубометров древесины в год. 90% идёт на внутренний рынок. Остальное – на экспорт. Однако уже с 2015 года распил и вывоз ценной древесины за рубеж будет полностью прекращён.

Владимир Шульга, председатель концерна «Беллесбумпром»: «К 2015 году у нас баланс произрастающей древесины будет равняться нулю. Т.е. всё, что будет заготовлено, будет переработано внутри страны. Я думаю, что с 2014 года мы не будем вывозить технологическое сырьё на экспорт. А с 20 года с запуском Светлогорского ЦКК вся балансовая древесина будет перерабатываться здесь, в стране. По сырой древесине вопросов уже не возникает».

По древесине, может быть, и нет, а вот по модернизации предприятий деревообработки вопросов много. Сейчас в отрасли идёт реализация 9 крупных проектов стоимостью более €800 млн. Фактические новые заводы строятся в Борисове, Витебске, Мозыре, Могилёве, Бобруйске и Речице. На предприятиях «Гомельдрев» и «Мостодрев» сразу по два проекта. Мостовскому заводу в этом году стукнет 85. Последняя масштабная модернизация была сразу после Великой отечественной. На последние несколько старых станков сейчас смотрят, как на музейные экспонаты.

Сергей Ососов, генеральный директор предприятия «Мостовдрев»: «Мы видим, насколько уже устаревшее и морально и физически оборудование. Оно у нас с 40-х годов отработало. Практически полный износ».

В 2007-ом на «Мостовдрвеве» решили полностью заменить оборудование по производству фанеры. В итоге построили новый завод. Его запустили в конце 2010-го. Выросли не только объёмы, но и качество продукции, улучшились условия труда. Если раньше стандартная форма одежды – это кирзовые сапоги и телогрейка, то сейчас в цехах можно работать даже в домашних тапочках. Благодаря модернизации удалось вытеснить с белорусского рынка зарубежных производителей широкоформатной и ламинированной фанеры. Сейчас в Мостах строят ещё один завод по производству плит МДФ.

Сергей Ососов, генеральный предприятия ОАО «Мостовдрев»: «Планируем половину на экспорт и половину продавать в Беларуси. Также мы будем глубже перерабатывать эту плиту, будем выпускать напольные покрытия различных цветов и плотностей».

Ещё одно новое производство – в Ивацевичах – запустили в октябре. Оно выпускает ламинированные плиты. Раньше мебельщикам приходилось покупать их за рубежом. Сейчас Ивацевичский завод в состоянии полностью закрыть внутренний рынок. Его мощность 250 тысяч кубометров ДСП в год.

На этой неделе новое производство посетил Президент. Кстати, именно здесь на «Ивацевичдрев» шесть лет назад решалась судьба всей отечественной деревообработки. Тогда Александр Лукашенко дал отрасли аванс: долги были списаны, был сформирован инновационный фонд и предоставлены субсидии на создание современных производств. На этой неделе правительству и концерну «Беллесбупром» предстояло отчитаться, куда и как потрачены деньги. Сам завод, конечно, впечатляет. Не без гордости чиновники показывают автоматические линии, готовую продукцию, рассказывают об экспортных достижениях и завоевании новых рынков.

Однако, когда от частного перешли к общему – к другим проектам в отрасли – картина уже не такая радужная. Накануне несколько предприятий, в частности в Речице и Гомеле посетил Госконтроль. И вот что увидели контролеры: на Гомельском заводе немецкое оборудование стоимостью 25 тысяч евро лежит под открытым небом. При том, что на многих агрегатах маркировка – хранить только в помещении.

Юрий Кузнецов, главный инженер предприятия «Гомельдрев»: «Планировалось ввести склад для хранения оборудования к первому ноября, к сожалению, генподрядчик срок сорвал, срок перенесён на 1 декабря. В связи с чем оборудование, которое предполагалось поместить в склад, хранится на этой площадке. Есть определённая договорённость с немецкой фирмой, что в связи со срывом сроков ввода в эксплуатацию данного склада, оборудование, которое должно находиться в крытом отапливаемом помещение, будет поставлено в декабре месяце, когда склад будет готов».

На предприятии «Речицадрев» оборудование также лежит под дождём, а по соседству ещё и горы строительного мусора, которым уже не одно десятилетие. До финиша модернизации ещё далеко, хотя по программе, которую Президент подписал в 2007-ом, всё уже должно работать и приносить стране прибыль. В концерне «Беллесбумпром» кивают в сторону проектантов и строителей: они тормозят решение важных государственных задач.

Владимир Шульга, председатель концерна «Беллесбумпром»: «Всё положить идеально в склад и где-то хранить, такой объём металлоконструкций, что вы видели на площадке, – нереально. Есть проблема, что у нас проектанты и проектные работы не всегда успевают за поставкой оборудования. Идеальный вариант и так, как должно быть: готов корпус, туда поступает оборудование, которое монтируется. Работа с колёс. У нас похожая ситуация была на «Ивацевичдрев». Мы как бы успевали. Также будет у нас и по «Мостовдреву». Будет построен главный корпус, готовый к монтажу оборудования, и пойдёт поставка оборудования. Там у нас была задержка с открытием основного кредитива, поэтому с одной стороны мы себя не совсем уютно чувствовали, что кредитив не открыт, с другой стороны – оборудование поступит тогда, когда будет строительная готовность. К сожалению, оборудование поступает, но строительной готовности нет».

Однако Лукашенко уверен: причина – в собственной бесхозяйственности. И за примерами далеко ходить не надо. Достаточно просто свернуть за угол. В Ивацевичах Президент неожиданно изменил маршрут, чтобы посмотреть старое предприятие. Увиденное не могло не шокировать: в здании выбиты стекла, в цехах – груды мусора.

Вот такая картина (см. видео – прим. ред.) открылась взору Президента в бытовках. Правда, открылась она не сразу, в помещении не оказалось электричества, пришлось использовать фонарь телекамеры. Неожиданно из темноты вынырнули две фигуры, как оказалось – это местные рабочие.

На вполне резонный вопрос Президента: как это всё понимать – вице-премьер и вовсе заявил, что из старых заводов Ивацевичский едва ли не лучший в стране. Страшно представить, как выглядит худший. Александр Лукашенко предупредил: нынешний жесткий разговор последний, дальше будут кадровые решения.

Кадровые перестановки не заставили себя долго ждать. В тот же день директор «Ивацевичдрев» был снят с должности. Наводить порядок на предприятии временно будет глава концерна «Беллесбумпром» Владимир Шульга. Порция критики досталась и заводчанам.

Что касается отрасли, то задача номер один для правительства – привлечение стратегических иностранных инвестиций, с помощью которых отечественная деревообработка получила бы дальнейшее развитие. Однако конкурентов в отрасли не жалуют. Например, шведский концерн «IKEA» дважды, начиная с 2001 года, пытался попасть в нашу страну. И лишь в 2011-ом был подписан инвестиционный договор между Беларусью и литовской компанией «Vakarų Medienos Grupė», которая является партнёром шведов. По словам экспертов, реализацию этого проекта долгое время блокировал «Беллесбумпром». Впрочем, в концерне это и не скрывали. Вот фрагмент интервью Владимира Шульги газете «Республика»:

– Не могу не спросить, почему в своё время в Беларусь не пускали шведскую «IKEA»?

– Когда владелец крупнейшей транснациональной корпорации в мире ездит на «Форде» 1976 года выпуска, это уже говорит о его жадности. Но и вся система компании поставлена так же. С «IKEA» работали наши «Фандок», «Могилёвдрев», сегодня на неё работают два предприятия в Могилёвской СЭЗ. Принцип работы компании – дать очень большой заказ, но не позволить изготовителю заработать. Либо ноль, либо минус. Никогда не нужно питать иллюзий, что приходит капиталист, который хочет нам помочь. Сюда идут зарабатывать деньги. Поэтому лучше дать заработать нашим предприятиям, а не пестовать будущего конкурента, который после отберёт у них рынок.

С позицией Владимира Шульги можно согласиться, но лишь отчасти. Шведский концерн на весь мир славится своей продукцией – она добротная и недорогая. К сожалению, наши производители такое соотношение цены-качества обеспечить пока не могут. И, конечно, гораздо проще не пускать конкурента, чем с ним бороться. В случае с мебелью Икеа обошлось без баталий и белых флагов. Сегодня первый цех предприятия уже работает и всю продукцию отправляет на экспорт. А уже к концу года и весь завод заработает на полную проектную мощность – будет выпускать продукцию на 60-70 млн долларов в год. Из них полтора миллиона пойдут в государственную казну в виде налогов.

Так что принцип – своя рубашка ближе к телу – не всегда срабатывает. Чужая, может быть, и скроена лучше, и пошита быстрее, а главное, добросовестно. Что же касается нашей деревообработки, то предприятиям, где реализуются инвестпроекты, стоит подготовиться к контрольной проверке. В ближайшее время Александр Лукашенко намерен посетить каждое. Первые в очереди – «Борисовдрев» и «Могилёвдрев».

Подписывайтесь на нас в Telegram