2 ноября Президент провёл большое совещание по вопросам развития белорусского экспорта, от объёмов и качества которого зависит валютная наполняемость бюджета.

560 новеньких тракторов – ещё чувствуется запах краски – отправляются в далёкое морское путешествие. «Беларусы» заняли все свободные площадки в Клайпедском порту. Перед тем, как грузить технику, каждый двигатель завели и проверили.

Денис Врублевский, работник предприятия «МТЗ»: «Все тракторы в порядке. Эта техника проверена временем, годами».

Через 20 дней судно пришвартуется у берегов Латинской Америки. Это, пожалуй, самая крупная поставка нашей техники в Венесуэлу за всю историю сотрудничества. Тракторы пяти моделей заняли четыре палубы из 12. И хотя судно специализируется на перевозке техники, капитан признаётся – такую большую партию одного производителя и так далеко перевозит впервые.

Ву И Мин, капитан судна: «Это гордость для нас – перевезти такой объём груза. Наша компания-перевозчик гордится, что мы сумели взять такую партию. В первый раз это судно перевозит белорусские грузы. Мы очень этим гордимся».

Общая стоимость партии – $28 миллионов. Работать с Венесуэлой, куда уже за весь период отгружено 4 200 тракторов, выгодно. Заказчики рассчитываются своевременно, валюта идёт на новые инвестпроекты и модернизацию конвейеров МТЗ.

Александр Цвирко, первый заместитель генерального директора производственного объединения «МТЗ»: «Мы отгружаем тракторы на экспорт, которое позволяет всему коллективу уверено смотреть в будущее и развивать экспортный потенциал не только в Венесуэлу, но и в прилегающие страны Латинской Америки. Это выгодно для всего нашего объединения и нашей страны».

Но главным достижением года на Минском тракторном считают не экспортные поставки, а открытие сборочного производства в Венесуэле. Полторы тысячи новых «Беларусов» сойдут с конвейера уже до конца 2012 года. Правда, это только 15% от того, что может выпускать завод. На полную мощность – 10 тысяч тракторов в год – белорусско-венесуэльское предприятие заработает в 2016 году. К слову, сегодня больше трети продукции МТЗ выпускается за рубежом: 22 сборочных производства в 20 странах мира.

Александр Цвирко, первый заместитель генерального директора производственного объединения «МТЗ»: «Сейчас рассматривается возможность открытия сборочного производства в ЮАР, в Камбодже. Это позволит накрыть прилегающие страны союза АСЕАН и усилить своё присутствие в странах Юго-Восточной Азии. В Мьянму тоже отгрузили пробную партию техники, чтобы адаптировать её для этого климата, чтобы потом в будущем увеличить поставки наших тракторов».

Сегодня в мире насчитывается более 100 производителей тракторов. Но крупных – в их числе и МТЗ – лишь 8. Они контролируют 96% мирового рынка. Конкуренция с каждым годом всё жёстче не только на Западе, но и на Востоке. Из-за финансовых потрясений падает покупательский спрос, а с ним и цены.

Виталий Низовцов, директор представительства ПО «МТЗ» в России: «Сегодня в России все конкуренты. Те времена прошли, когда мы здесь были одни, да ещё пара-тройка заводов. Российский перспективный рынок, все производители тракторов имеют здесь свои представительства, большинство открыло здесь свои сборочные производства и пытаются захватить долю рынка. Наша техника более доступна по соотношению цена-качество, американский и немецкий трактор всё-таки дороже… Плюс за нас играет то, что мы создали товаропроводящую сеть и даём потребителю сервис. Если трактор сломался где-то на Чукотке, деталь для него найдётся быстро, найдутся люди, которые обучены ремонту этого трактора. Всё-таки ещё не все иностранные компании настолько развернулись, чтобы не просто продать трактор, а ещё организовать его сопровождение столько, сколько он будет работать: год, два, десять лет».

На сегодняшний день товаропроводящая сеть белорусских предприятий за рубежом насчитывает более 3800 субъектов – это представительства, торговые дома, магазины, сервисные центры. Цифра, казалось бы, солидная, если бы не одно «но». Лишь десятая часть белорусского экспорта проходит через собственные сети, всё остальное через посредников, иногда не совсем чистоплотных.

В целом показатель по экспорту в стране выполняется. При прогнозе 12% рост объёмов превысил 22%. То есть на продажах за рубеж страна уже заработала $35 миллиардов, а к концу года, по прогнозам, должна заработать $51 миллиард. Что этому может помешать и где слабое звено в белорусском экспорте – разбирались на этой неделе на совещании у Президента. Александр Лукашенко обеспокоен ситуацией с экспортом услуг. В общем объёме их доля – не больше 13%. Это в 3 раза ниже среднемирового показателя. Наша внешняя торговля по сей день стоит на трёх китах – продукты нефтепереработки, калийные удобрения и продукция машиностроения. Президент требует расширять не только рынки сбыта, но и ассортимент экспортных товаров.

Беларусь не настолько крупное государство, как, например, Россия или Украина, и не может себе позволить развивать экономику за счёт стимулирования внутреннего рынка. Сегодня у нас на экспорт приходится ни много ни мало 85% ВВП. Для сравнения: в России экспорт составляет треть ВВП, в Украине – половину, в Индии и Китае этот показатель равен 25%. Не имея собственных ресурсов, наша страна, чтобы заработать больше валюты, должна больше товаров продавать за рубеж. Тем более что предприятия модернизируются, объёмы производства растут, причём гораздо быстрее, чем внутренний спрос. Правительство предлагает наращивать экспорт за счёт сельхозпродукции и продовольствия уже в этом году до 5 миллиардов 700 миллионов долларов.

На рынке считаются только с крупными игроками. У них есть возможность влиять на ценовую политику, больше ресурсов для продвижения товаров. В правительстве и Минсельхозпроде уже давно вынашивают идею о создании в стране 6 молочных холдингов, по одному в каждой области. Пионером стала Могилёвская. Здесь появилась первая и на сегодня крупнейшая в стране молочная компания с объёмом переработки миллион тонн сырья в год. В сырьевую зону холдинга войдёт практически весь регион – 17 районов из 22. Компания будет перерабатывать 80% молока, производимого в Могилёвской области. Вся продукция – отныне под единым брендом, который уже сегодня хорошо известен в стране и за рубежом. Впрочем, экспортной инициативы Президент ожидает не только от переработчиков, но от каждого товаропроизводителя.

Торговля сырьём, пусть и за границу, не приносит нужной рентабельности. Ещё одно направление, которое пока слабо задействовано, – создание предприятий, ориентированных на местные ресурсы. Та же деревообработка – сейчас завершается модернизация отрасли. Правительство и Госконтроль уверены, что есть ещё резервы и для снижения цен, и для повышения качества отечественных товаров. Производители, в свою очередь, жалуются на слабо развитое экспортное кредитование. Механизм есть, но он работает вяло.

В части страхования рисков и кредитования экспорта Нацбанк рассчитывает на помощь коммерческих банков. По словам первого вице-премьера Семашко, а именно он отвечает перед Президентом за промышленность, проблема ещё и в том, что руководители зачастую боятся сделать лишний шаг, отсюда и отсутствие инициативы.

Гораздо больше инициативы у руководителей частных предприятий. Оно и понятно – они рискуют собственными, а не государственными деньгами.

За сутки станки этого Витебского предприятия штампуют один миллион изделий из пластмассы. Тара от 100 граммов до 20 килограммов почти вся будет отправлена на экспорт. На внутренний рынок идёт лишь 7% продукции. О новинках на белорусском предприятии постоянные клиенты из России, Казахстана, Литвы и Латвии узнают мгновенно.

Иван Гаврилов, заместитель начальника производства предприятия «Альянспласт» г. Витебск: «Если у нас меняется линейка нашей продукции, на наших сайтах у наших партнёров появляется эта информация, то есть они обязательно получают образцы, видят на сайтах, об этом обо всём мы показываем и рассказываем».

За три года здесь на 60% обновили производственную линейку. Раньше покупали станки, бывшие в употреблении, сегодня – только новые. Работает предприятие круглосуточно. Но иногда, чтобы выполнить все заказы, 24 часов не хватает. При этом предприятие постоянно расширяет рыки сбыта. Например, совсем недавно отправили пробную партию изделий в США. Конечно, это капля в море национального экспорта. Но когда таких предприятий тысячи, десятки тысяч, то это вполне ощутимый вклад в общую копилку. Не случайно Президент требует от правительства развивать именно этот сектор, поддерживать в первую очередь тех, кто создаёт и работает, а не тех, кто приходит уже на готовое, чтобы купить и выжать из предприятия все соки. Это в части приватизации. Этому вопросу на совещании также уделили внимание. И несмотря на все доводы правительства, мол, надо продавать госсобственность, чтобы заработать валюту, Президент непреклонен.

Позицию Президента поддерживают и эксперты, особенно те, кто хорошо знает, чем закончилась приватизация у наших соседей в той же России. И где сейчас многие потирают руки в предвкушении завладеть активами белорусских предприятий.

Что касается экспорта, главное требование Президента – расширять его географию. 2012 год для нашей внешней торговли стал удачным – страна вышла на 15 новых рынков, впервые за последнее время Беларусь продаёт больше, чем покупает – разница почти $4 миллиарда. Но этот задел можно легко растерять, если не исправить недостатки.

Оценивать работу правительства Президент будет по итогам года. Учитывая важность экспорта для национальной экономики, для чиновников это будет, очевидно, главный экзамен. Ведь в следующем году стране надо продать товаров ни много ни мало на $60 миллиардов.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram