24 сентября в Вильнюсе торжественно открылись Дни культуры Беларуси в Литве. Проходить они будут до 30 октября и завершатся балетом «Бахчисарайский фонтан». За это время традиционно – концерты, спектакли, выставки и 650 белорусских артистов в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде и Висагинасе. Кстати, на торжественное открытие дней культуры билеты были раскуплены за неделю до концерта.
О характере Вильно столетие назад. Такой же сегодня и Вильнюс – город без точного возраста. Археологи говорят: кривичи-полочане основали где-то в XI веке. Историки считают: 1323 год. Год, когда великий князь Гедымин сделал это место стольным для тогдашних литвинов. Нынешних белорусов, литовцев, русских, украинцев.
Павел Латушко, министр культуры Беларуси: «Сённяшняя Літва з’яўляецца натуральным асяродкам для прадстаўлення беларускай культуры. Чаму натуральным? Таму што гэта вынікае з нашай гісторыі, з нашых каранёў. У гэтым годзе на вуліцы Вільні з’явіцца дошка памяці Якуба Коласа, мы адновім памятную дошку Янку Купале».
Литовцы спешить не спешат: гуляют себе по Гедиминаса (центральному проспекту), вдыхают аромат всегда отменного кофе… Советуя братьям-белорусам зайти в бистро на улице Диджёйи («Большой» в переводе). Мол, здесь вас ожидает земляк.
Написано просто – «Первопечатнику». Впрочем, наш человек и так знает, что это Франциск Скорина. Памятник во дворе-колодце сразу и не найдёшь. Таких уголков в Старом городе Вильнюса достаточно. Но именно эти стены (думают учёные) помнят, как появлялись первые книги Великого княжества Литовского – «Апостол» и «Малая подорожная книжица».
Йолита Степонайтиене, заведующая отделом Национальной библиотеки Литвы: «Несколько лет назад мы делали, конечно же, покупки. Но Скорины до сих пор нет! Даже наша первая книга Мартинаса Мажвидаса, второй экземпляр «Катехизиса», в Торуньском университете. В библиотеке».
Литовская, Национальная. Почти семь миллионов изданий. Из них свыше пятидесяти тысяч рукописных и редких. «Мовай рускай» (читай – белорусской) Третий Статут – феодальная, но всё же Конституция ВКЛ. Экземпляр задержали на границе… белорусско-литовской. Пытались вывезти, незаконно.
Йолита Степонайтиене, заведующая отделом Национальной библиотеки Литвы: «Очень зачитанные. И воска много, и пыли. Видно, что все эти книги были полезны и использовались. Это издания Мамоничей».
«Виленское Евангелие» 1600 года – старейшее в Литве. А печатный дом братьев Мамоничей, к слову, – приемник типографии Скорины. Адрес тот же. Трудились здесь и Пётр Мстиславец, и Иван Фёдоров. Потому-то, во времена советские, учёные умы со всего Союза стремились не в Москву, а в Вильнюс на «Фёдоровские чтения».
Во дворце Ходкевичей – графов на Шклове, Старом Быхове… Теперь под сводами начала XVII века картинная галерея. О «дворянском гнезде» – Ромуальдас Будрис – директор-легенда. В восьмидесятых он нашёл в подвалах Кафедрального собора Вильнюса и спас от вывоза в союзный ГОХРАН сокровища, конфискованные после восстания Калиновского из храмов Литвы, исторической.
Ромуальдас Будрис, директор Национального художественного музея Литвы: «Теперь делить какими-то этнографическими или сегодняшними границами, особенно культуру, я считаю, не надо. Надо меняться, надо дружить. К нам приезжают из Минска, из Несвижа – мы очень рады, чем можем, помогаем. И в будущем то же будем делать».
Совместная выставка с украинцами. Из музеев Львова, Луцка – что бы вы думали? – портреты великих князей и вельмож литовских: несвижские Радзивиллы, гольшанские Сапеги, брестские Понятовские. А в основной экспозиции – работы Смуглевича, Сильвановича… Надеются увидеть «лики предков» и в Беларуси. Подобно тому, как сейчас из Вильнюса в Национальном художественном гостят Слуцкие пояса и «Кунтушовы старац» кисти Валентия Ваньковича.
Litaratu gatve, или Литературная улица, не зря так называется: с правой стороны дом, в котором в 1823 году останавливался Адам Мицкевич, с левой – «Посвящение писателям», так или иначе связанным с Вільняй-Вильно-Вильнюсом.
Их уже более двухсот на десяти домах (столько по нумерации на Литературной): русский Бродский, француз Гари, белорусы Скорина, Тётка (та самая Элоиза Пашкевич). Оскар Милаш (всемирно известный поэт из местечка Черея под Чашниками). Сегодня у гениев появился новый сосед. И сразу нобелевский лауреат – Жан-Поль Сартр.
Эгле Вертелькайте, куратор проекта «Посвящение писателям»: «Даже некоторым и по две, и по три работы. Не надо быть тут художником. Делали и дети, и студенты. Даже дочь своему отцу».
Эгле называет проект-посвящение «социальным». Этой осенью «Памяти» уже пять лет. Начинали не без забот. Фасады старого Вильнюса в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. То есть даже покраска стен по согласованию. А сегодня на керамической карте ВКЛ мы нашли Полоцк, малую родину Скорины.
Возможно, потому бронзовое «солнце русской поэзии» здесь с явными эфиопскими чертами. А на вопрос «Почему «Пушкинас»?» отвечают: «Он же Пушкин А.С.». В Литературный музей которого тропа не зарастает. Белорусских туристов в районе Маркучай замечено чуть меньше, чем в культовом торговом центре «Акрополис».
Татьяна Михнёва, директор Литературного музея Александра Пушкина: «Совсем недалеко отсюда был дом Якуба Коласа. И очень часто он проходил по этому парку и даже оставил в своих воспоминаниях и письмах рассказ о том».
Правда, ни строчки у белорусского классика о современнице – хозяйке имения. Варвара Алексеевна всегда подчёркивала: «Я счастливейшая из женщин России, мне выпала редкостная судьба быть невесткой Пушкина». Чью посмертную маску зарисовала и повесила в мемориальном кабинете, навсегда.
Татьяна Михнёва, директор Литературного музея Александра Пушкина: «Это льняное полотно с вышитым орнаментом вручную. Именно такое покрытие стен было в Михайловском. В 1945 году у нас забрали для пушкинских музеев России полочку книжную Пушкина».
Кстати, отец «счастливейшей» – человек, что построил в 1901 году самый изысканный особняк Вильнюса. Таким сегодня признано Посольство Беларуси в Литве. По итогу опроса среди сотрудников дипмиссий.
Игорь Оловников, пианист, народный артист Беларуси: «Это самый близкий город «другой страны» к Минску, если можно так сказать. С удовольствием вспоминаю те времена, когда мы просто на выходной день ездили в Вильнюс погулять, посмотреть эти красоты».
Ту же «Вострую браму святую», о которой писал Богданович. Кстати, этот квартал Вильнюса и сегодня признают «истинно белорусским». Здесь истоки нашего Возрождения начала XX века. Так называемый «нашаніўскі перыяд». И здесь, в Национальной филармонии, сыгран первый аккорд Дней нашей культуры в Литве. Традиции, как и город-объединитель Вильно, – вечные.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram