Беларусь отмечает 100-летие со дня рождения Максима Танка

Наследие поэта – тринадцать томов. Их издали к юбилею. А биография классика вышла в тираж отдельным экземпляром.

Наследие поэта – тринадцать томов. Их издали к юбилею. А биография классика вышла в тираж отдельным экземпляром.

И Буря, и Гранит, и Танк… Псевдонимов – три, человек – один. И одна доска – мемориальная. На стене, за которой с конца семидесятых жил классик. Хозяин у «поэтической» квартиры до сих пор Максим. Истинный Скурко.

Максим Скурко, сын Максима Танка: «Режима дня у отца не было. Был настоящий кабинет, и то, он в нём не сидел. Писал по возможности, где только мог. Всегда был занят «хатнімі» делами, помогал маме».

Например, на кухне. Даже всесоюзный поэт Гамзатов вспоминал в своих строках аромат ухи Танка. Ловил рыбку Герой Социалистического Труда на Нарочи. Где родина и дача. А сегодня к дому поэта идут гости с розами, что воспел классик.

Анатолий Бутевич, писатель: «Была звычка чытаць вершы заўсёды. У яго быў сшытак звычайны, школьны, згорнуты папалам. На адным баку былі напісаныя радкі, а з другога – радкі, якія ён правіў».

Так рождался лирический сборник «Ave Мария». С большой буквы «Настаўнік, Бацька, Пясняр» Танк обращался к Коласу. В Доме-музее «дядьки Якуба» и сегодня помнят о Максиме. Из личных фондов – выставка к юбилею.

Міхась Міцкевич, сын Якуба Коласа: «Першы раз пачуў гэтае імя ў далёкім 1937 ці 1938 годзе, калі з замежжа, з Заходняй Беларусі, Коласу даставілі кніжачку вершаў. Там стаяла прозвішча «Танк». І мяне гэта зацікавіла: што гэта за магутны такі танк? Разгарнуў вокладку, убачыў худога юнака. А бацька сказаў: «Во дзе сапраўдны паэт Беларусі».

Критики сегодня ставят мядельский талант рядом со столбцовским гением. Танк посвятил учителю три стихотворения. Правда, одно – забытое. Рукой классика «Якуб Колас збірае грыбы».

Дружил поэт с писателем Янкой Брылём. И шутил: «Янка, нам о памяти беспокоиться не стоит». И Брилевская, и Танковая улицы в Минске уже есть. На его улице сегодня стоит «Красный» – самый длинный дом столицы, восемьсот метров. А в самом сердце столицы, на Октябрьской площади, стоит памятник поэту. В народе – «Т-34», так шутя называют мемориал поэту-новатору, бунтарю, патриоту. К юбилею белорусского классика уже готовятся в Варшаве.

Подписывайтесь на нас в Telegram