«Тема дня»: о белорусской дипломатии

Макей вместо Мартынова. Президент представил нового министра иностранных дел. Эксперты называют это тактическим приёмом.
«Тема дня»: о белорусской дипломатии
Макей вместо Мартынова. Президент представил нового министра иностранных дел. Эксперты называют это тактическим приёмом.

Дело в том, что Владимира Макея, в числе некоторых других белорусских чиновников, европолитики сделали невъездным в страны ЕС, и вот теперь у них, судя по всему, есть всего два варианта. Либо отменить это решение, либо де-факто признать, что государства, называющие себя демократичными, игнорируют законы дипломатии.

Интернет-энциклопедия «Википедия» даёт слову «дипломатия» мудрёное определение из 58 слов. Сегодня мы говорим о том, что скрывается за словами «совокупность практических мероприятий» и чем наши дипломаты занимаются за границей.

Гость в студии – Андрей Савиных – начальник управления информации белорусского МИДа.

Какие функции выполняют дипломатические представительства? Почему посла именуют Чрезвычайный? Где интереснее работать: дома или в гостях?

Ответы на эти вопросы – в видеоверсии «Темы дня».

На сегодняшний день у Беларуси 60 дипломатических представительств в 52 странах мира. Первые белорусские посольства открылись в 1992 году одновременно в Вашингтоне, Варшаве и Берлине. А посол ФРГ первым вручил верительную грамоту руководству суверенной Беларуси. Сейчас в нашей стране уже более 50 посольств и консульств 46 стран. Что касается наших дипломатических представительств, то больше всего их в России – 12, от Калининграда до Хабаровска. Такое количество объясняется не только географией, но и масштабным экономическим сотрудничеством. Экономика, торговля и дипломатия – в случае Беларуси это фактически слова-синонимы. Наша дипломатия не подкрепляется авианосцами у берегов конкретной страны. У нас нет аргумента: «Наши ракеты направлены на вас», но мы можем представить другой, не менее весомый: «Это выгодно и вам, и нам».

Белорусские дипломаты не пытаются поменять политический строй в других странах и не тратят деньги на местных революционеров. И если где-то появляются наши посольства, то это верная примета, что вскоре вырастет и товарооборот. Например, в прошлом году наши дипломаты начали работать в Таджикистане, Индонезии, Финляндии и Нигерии. И белорусский экспорт в эти страны вырос почти на $90 миллионов. Ещё одна важнейшая задача дипломатов – помогать своим гражданам, оказавшимся за границей. В прошлом году за помощью в наши посольства обратилось почти 50 тысяч белорусов. Кто-то попал в аварию, кого-то обокрали, ограбили. 5 тысяч наших земляков лишились за границей своих паспортов, и каждому из них наши дипломаты выдали специальное свидетельство, с которым потерявшие главный документ смогли вернуться на Родину. Всего же за прошлый год белорусы совершили более 7,5 миллионов поездок за границу, это не учитывая тех, кто пересёк российскую границу. Наша страна первая в мире по количеству полученных шенгенских виз на душу населения. Мы по этому показателю оставили далеко позади и Россию, и все страны Восточного партнёрства. Однако стоимость этого билета в Европу для наших граждан по-прежнему остаётся самой высокой: 60 евро. Для сравнения: россиянам или украинцам шенген обходится вдвое дешевле.

Конечно, многое в работе дипломата зависит от его уровня подготовки. Ещё с советских времён большинство будущих послов и консулов учили в знаменитом МГИМО – Московском государственном институте международных отношений, кстати, экс-министр Сергей Мартынов закончил именно этот вуз. Сегодня у Беларуси есть своя кузница дипломатических кадров.

Виктор Шадурский, декан факультета международных отношений БГУ: «30% работников МИДА – наши выпускники. Должны владеть международным правом, знать мировую историю и главный механизм – чёткое знание двух и более языков обязательно. Мы сейчас думаем о том, чтобы открыть магистратуру, курсы высшей переподготовки. Сейчас у нас появилось новое здание, мощная отлаженная база».

Кстати, судя по назначению послов, выбирают их с учётом конкретных задач, которые нужно решать за границей. Ну вот, например, нужно было в Венесуэле создавать совместные машиностроительные предприятия, направили туда послом Валентина Гуриновича, который до этого руководил Минским автомобильным заводом и был в кресле заместителя министра промышленности. Как правило, наши послы востребованы и после дипработы. Например, директор Парка высоких технологий Валерий Цепкало 5 лет был послом в Соединённых штатах.

Кстати, если за границей у вас возникли проблемы с законом, то согласно Венской конвенции в течение 72 часов вам обязаны предоставить консульский доступ. Поэтому на языке страны, в которую вы едете, необходимо знать как минимум одну фразу: «Позовите белорусского консула».
Подробности – в видеоинформации

Подписывайтесь на нас в Telegram