Мы продолжаем отслеживать злоключения – иначе не назовешь – гомельского предприятия «Линия сноса». Компания занимается демонтажем и утилизацией старых зданий. Это по роду деятельности. И… – судится с областной природоохранной организацией. Это уже – из-за
Гнуть «Линию»…
Мы продолжаем отслеживать злоключения – иначе не назовешь – гомельского предприятия «Линия сноса». Компания занимается демонтажем и утилизацией старых зданий. Это по роду деятельности. И… – судится с областной природоохранной организацией. Это уже – из-за желания выжить.

На этой неделе увидело свет очередное судебное решение не в пользу предпринимателей, мол, экологический закон всё-таки нарушен. Но «Контуры» уже обращали внимание на неконкретную трактовку существующего закона. Более того! Многие соглашаются, что законодательство в этой сфере нуждается в обновлении. Тем не менее, успешный и востребованный бизнес испытывает серьёзное давление. Кому же это выгодно?

23 июля. Этот день для гомельского предпринимателя Юрия Сулима явно не был удачным. Его бизнес пошёл под откос де-юре, де-факто это началось ещё раньше. Если присмотреться, это похоже на то, как можно собственноручно свернуть шею курице, несущей золотые яйца.

Юрий Сулим, предприниматель: «В любой другой фирме может случиться всё то же самое. Зачем? Стране не нужна никакая экономия! Не нужно экономить бюджет. Нужно, наоборот, его тратить как можно больше».

О ситуации вокруг компании «Линия сноса» мы уже рассказывали. Вкратце напомним: в Гомеле по заказу городских властей разбирают старые и ветхие здания. Тендер фирма выиграла. Куски бетона и кирпича быстро, без шума и пыли, вывезли. И по разрешению Горисполкома и городских экологов строительными отходами укрепили новостройки – автомагистраль, связывающую север и юг города и жилой микрорайон. Обычная практика – так делают во всём мире. Экономический расчёт и здравый смысл налицо – зачем тратить деньги на новый гравий и щебень, если можно вторично использовать отходы?

Александр Гавдель, младший научный сотрудник Белорусского научно-исследовательского Центра «Экология»: «Сегодня 90% строительных отходов в стране подлежит вторичной переработке, и это может внести ощутимый вклад в экономическую составляющую республики».

В Гомеле так и было. Но в октябре 2010 года над «Линией сноса» сгустились тучи. Областной комитет по охране природных ресурсов и охраны окружающей среды, в отличие от своих городских коллег, вдруг усмотрел, что фирма якобы нарушила законодательство, компании выписали штраф. Ни много ни мало – 20 миллиардов рублей, или почти два с половиной миллиона долларов – это по нынешнему курсу. Тогда эта сумма приближалась к семи миллионам. А ещё, что весьма интересно, предписали извлечь строительный мусор из-под уже построенных дороги и микрорайона. С журналистами в комитете общаться отказались наотрез, а в Минприроды нам пояснили так называемую законную схему – отходы нужно было вывезти за город, переработать или захоронить. Подчеркнём: этого требует существующий закон, по духу и букве охраняющий экологическое равновесие. Вопрос – как следовать этой самой букве?

Денис Алейников, старший партнёр группы компаний «АргументЪ»: «Ситуация парадоксальная. Исполнение статьи противоречит духу закона. Один из основных принципов закона говорит: приоритетно использование над захоронением. Получается, приоритеты расстановлены, а механизма не выработано. Мы закапываем в землю живые деньги. Надо менять концептуально подход на уровне данного Закона».

Суд своё решение принял. И теперь фирма должна выплатить штраф, а городские власти найти деньги, чтобы, взломав дорогу, достать те самые спорные отходы и увезти. А потом, вероятно, закупить щебень, а поверх ещё раз уложить покрытие. Всё будет по закону. Только в какие миллиарды это обойдётся бюджету, экологи из областного комитета считать не стали. Они свою миссию выполнили – нашли нарушение, обратились в суд… А бюджетные издержки, получается, покроет штраф. А если не покроет – тоже не беда. Фирму закроют, имущество распродадут. А если не распродадут… Словом, бюджет на то и бюджет, чтобы его тратить.

Между прочим, по нашим скромным подсчётам, за эти деньги можно целый год обеспечивать бесплатным питанием всех детей Гомельской области в первые два года их жизни. Если же вернуться к сумме штрафа, то 20 миллиардов – это цена серьёзной экологической катастрофы, в результате которой человеческая жизнь на какой-то, пусть и ограниченной территории, либо стала невыносимой, либо как минимум подверглась серьёзной опасности. Способны ли на такое обломки под дорогой или новостройками? Если следовать побеждающей логике – наверное, да.

Кстати, «Закон об обращениях с отходами», в котором и обнаружено двойное толкование, оказывается, собираются изменить в ближайшие месяцы. И в новом проекте та самая норма, из-за которой разгорелся сыр-бор, чудным образом меняется! Казалось бы, подождать пару месяцев – и из злостного нарушителя предприятие «Линия сноса» превращается в рачительного законопослушного хозяина, а бюджет экономит немалые деньги. Но, похоже, волнует это немногих. Заботит, скорее, другое, – прервать «Линию» и побыстрее.

Нет ничего идеального. И даже если признать, что фирма, по действующему сейчас закону, в чём-то и неправа – стоит ли это потери бизнеса? Ведь даже прокуратура дала своё заключение – ущерба нет, и природа не пострадала. И губернатор области рекомендовал санкции к «Линии сноса» не применять. Тем не менее, суд поддержал экологов. А в гомельской предпринимательской среде поползли слухи: идёт выдавливание с перспективного рынка. В следующем году в Гомеле снесут 345 домов. И за каждым – немалые деньги. Кто их освоит? Тот, у кого больше прав?

Мы не являемся адвокатами «Линии сноса». Но ситуация вокруг этой организации представляется нам не во всём справедливой и уж точно не современной. А ещё она отражает разные подходы разных этажей местной власти. Во-первых, даже сейчас, после постановления суда, городские службы всё равно готовы размещать заказы именно здесь. Во-вторых, 80 хорошо оплачиваемых квалифицированных специалистов оказались на пороге поиска новой работы и не факт, что они её найдут. В-третьих, и это, пожалуй, самое важное – предприниматель потеряет доверие к системе взаимоотношений с властью, следовательно, желание работать в своей стране.

Юрий Сулим, предприниматель: «В ближайшее время будет подано заявление о банкротстве – других вариантов нет. Дальнейшую работу здесь осуществлять в таких вопросах невозможно».

Отношения некоторых представителей бизнеса и чиновников средней руки – уже давно притча во языцех, они напоминают классовый антагонизм. Он глубоко засел в сознании отдельных столоначальников, хотя ничего общего с законами современной жизни уже давно не имеет. За два с половиной года работы владелец «Линии сноса» в виде налогов перечислил в бюджет более 3,5 миллиардов рублей. По сравнительно недавнему курсу – фактически миллион долларов, не на словах, а на деле участвовал в целой обойме социальных программ. И этот вклад имел бы перспективу роста: на подходе реализация инвестпроекта с литовцами на миллион долларов. Если ситуация не поменяется, ничего этого не будет.

Как не будет и другого проекта – по переработке выкорчеванных пней и получения из них древесной щепы. Уникальную для Беларуси технологию уже назвали прорывом. А вот может ли похвастаться прорывными достижениями областная экологическая служба? Или в Гомеле все экологические проблемы решены окончательно и бесповоротно? Если просчитать усилия, затраченные на борьбу с ущербом, причинённым природе «Линией сноса», то, наверное, да. Чего-то более важного уже не осталось. Ни гор фосфогипса, ни других издержек, характерных для крупного промышленного центра…

Бить по рукам отечественным предпринимателям не мудрено, но по меньшей мере не мудро. С появлением Единого экономического пространства возможность перелететь на запасной аэродром у них возрастает. Между тем президентская Директива №4 прозорливо ориентировала: «В случае неясности или нечёткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан». Прямо та самая гомельская ситуация. Правда, представленная зеркально, с точностью до наоборот.

Юрий Сулим, предприниматель: «Мы попытаемся сейчас обратиться в Высший хозяйственный суд. Конечно, шансов мало. Но это – последняя инстанция, куда можно вообще обратиться. Всё за властью».

В студии «Контуров» – первый заместитель председателя Минского столичного союза предпринимателей Виктор Маргелов и старший партнёр юридической компании «АргументЪ» Денис Олейников.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram