Лето – пора не только приятная, но и опасная. Имеется в виду статистика гибели на воде.
Купальный исход
Лето – пора не только приятная, но и опасная. Имеется в виду статистика гибели на воде.

Нырнули вместе – казалось, будет не так страшно. А вот выплыли не все. Посчитать, сколько будет два плюс два, сумели только на берегу.

Стали искать товарища, пока везли в больницу – от врачей узнали много… поучительного. Оказывается, неподготовленному человеку прыгнуть с большой высоты вниз головой пусть и в воду – почти самоубийство. Удар, потеря сознания, вода в лёгких.

Либо – перелом шейного отдела позвоночника. Традиционная травма ныряльщика. Шансы остаться в живых – 50 на 50. Шансы не стать инвалидом – процентов 20%, и то если попасть в специализированную клинику на операционный стол в течение первых 3 часов. А после – длительная реабилитация. Не повезёт – инвалидная коляска или полная обездвиженность всю жизнь.

Андрей Мазуренко, руководитель лаборатории повреждений позвоночника и спинного мозга РНПЦ травматологии и ортопедии: «Смертность высокая. Если выживают, то долго у нас пациентами лежат в реанимации».

Здесь опасная зона и везде запрещающие знаки, но каждое лето – одна и та же картина.

Плыть или не плыть? Для того, кто теперь из-за финансового кризиса не может себе позволить отдыхать на морских курортах, такая дилемма не стоит. Спрашивают только: где в городской черте можно купаться?

Как самому не уйти на дно и помочь другим удержаться на поверхности? Решая этот вопрос в масштабах страны, можно, конечно, как и прежде, плыть по течению, лишь ежегодно заполняя ужасающие статистические отчёты. Но каждому ясно – придётся окунуться в омут проблем с головой, чтобы, наконец, выяснить: спасение утопающих — это всё-таки чьих рук должно быть дело?

Или даже – чьих лап, перефразируют в спецотряде МЧС, в единственном в Беларуси Центре подготовки собак-спасателей. Хорошо обученный лабрадор успевает быстро, буквально друг за другом, вытащить на берег двоих-троих тонущих человек.

Игорь Краковский, начальник кинологической службы Республиканского специального отряда МЧС: «У собаки лучше инстинкты. Если увидит утопающего, то сама примет решение помочь. Если где-то перешеек, лодка проплыть не может, можно собаке дать команду!»

Правда, собак на службе Общества спасения на водах (сокращенно ОСВОД) пока нет. Осводовцы занимаются катерами, подготовкой спасателей и инспекцией пляжей. Ведь на дне водоёмов можно найти что угодно. Окурки, бутылки, консервные банки, ржавые железяки и – внимание, главный приз – автомобиль.

Отдельная тема – дети. Купающиеся без присмотра родителей. Вот для этих мальчишек – охота пуще неволи. Многочисленные таблички с запретом о купании нипочём. Говорят, что и так всё сами проверили. Вода нормальная, и безопасные места для ныряния знают

А ведь вода уносит на планете жизни более 175 тысяч детей и подростков до 19 лет ежегодно. Такие данные приводит Всемирная организация здравоохранения. Тонут в основном подростки, идущие на неоправданный риск ради бравады. И дети младше 5 лет. Они ещё не понимают всей опасности и легко могут ускользнуть из-под присмотра взрослых. Последний случай на Комсомольском озере в Минске – едва ли не погиб 4-летний малыш. Вовремя успели спасатели.

Дмитрий Хоревский, моторист-рулевой: «Я не первый раз вытаскиваю ребенка. Пару секунд – и было бы всё. Достали быстро, напоили чаем, оказали помощь».

Анвар Игамбердиев, председатель Республиканского общества спасения на водах: «Дети неповинны, из-за недосмотра родителей. Вот, в Барановичах мальчик утонул. В аквапарке в Пружанах».

Поэтому – говорят спасатели – учите детей держаться на воде. А ещё лучше – наденьте на ребёнка спасательный жилет, но всё равно не спускайте с него глаз. Метеорологи прогнозируют тёплую погоду. А у осводовцев свои прогнозы: люди будут купаться там, где ближе, а не где безопаснее. Так происходит каждое лето. Бороться с огромным количеством нарушителей, по мнению спасателей, бессмысленно. А вот обучить элементарным правилам поведения на воде – нужно обязательно.

Виталий Мисюкевич, водолаз: «Сначала заходите по колени. Человек уже температурного шока испытывать не будет. Это прежде всего касается людей, у которых есть сердечно-сосудистые заболевания».

Даже если человек плавает по-собачьи, он в состоянии доплыть до берега. Всегда. На реке нужно плыть по течению. Большая ошибка, когда человек торопится к берегу, в результате просто теряет силы. Лучше медленно добраться до широкого разлива – там течение будет не таким сильным, и вы сможете выбраться на мелководье. Если же свело икроножную мышцу, поможет болевое раздражение – щипок, укол острым предметом – именно для этого на плавках у многих приколота английская булавка, и силы тут экономить не надо. Ну и не забывайте звать на помощь!

Виталий Мисюкевич, водолаз: «Вот так спасаем утопающего. Берём его сзади. Поднимаем подбородок. Главное – не паниковать».

На берегу нужно вызвать скорую или спасателей. Попытаться сделать искусственное дыхание, до приезда медиков положить человека на бок. И всё же, говорят профессионалы, лучше не доводить до того, чтобы требовалась их помощь.

Опасность может таить и сам состав воды. Во время купального сезона эпидемиологи пробы берут еженедельно. Нормальная вода или нет, определяют в лаборатории.

Анастасия Лешкевич, заведующая отделением особо опасных инфекций Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья: «У многих инфекций – водный фактор. Дифтерия, холера».

Даже комары, к которым привыкли на водоёмах, не так уж безобидны – разносят гельминтов и могут заразить малярией. Поэтому специалисты советуют: чтобы сохранить здоровье и жизнь – купайтесь только там, где разрешено. Особенно это касается непроточных водоёмов.

Александр Зенькевич, заведующий отделом гигиены Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья: «На сегодняшний день запрещено только в одном месте – Щучинский район».

Зоны отдыха с пляжами то закрывают (если что-то не так), то опять открывают, бывает, по несколько раз за сезон. На весь Минск, к примеру, пляжей, где и вода, и оборудование соответствуют стандартам, сейчас всего 11, но плавать только в специально отведённых местах людей никак не убедить.

Итак, чем должно быть оборудовано официальное место для купания? Буйки, за которые нельзя заплывать (отдельно для взрослых, отдельно для детей). Спасательные круги на берегу. Сам спасатель. Обязательно на вышке, откуда можно вести наблюдение за акваторией, и моторной лодке. Медпункт. В выходные – круглосуточное дежурство кареты «скорой помощи».

Екатерина Жильчик, медсестра спасательной станции «Комсомольское озеро»: «Люди постарше с давлением приходят, дети с порезами. Родители приводят».

Всё остальное – лежаки, зонтики от солнца, волейбольные поля, туалеты, кафе – исключительно по желанию владельца. Отсюда пляж, где купаться разрешено, – в двух шагах, но вот – компания беззаботно отдыхает в кустах на болотистом берегу, вот – ребенок почему-то в одиночестве играет на скользких бетонных плитах. Сотрудники ОСВОДа перешли на усиленный вариант несения службы.

На смену только заступили – и уже звонок: с лодки кто-то упал в воду. Пара минут – и спасатели на месте.

Недаром говорят, что спасение утопающих – дело рук и ума самих утопающих. А беспристрастная статистика приводит печальные рекорды. Жаркое лето 2010 года унесло жизни более 800 белорусов. В этом году только в холодном июне их уже 31, и, судя по погоде, в оставшееся время пляжи вряд ли будут пустовать.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram