Обжалованию подлежит

4 июня стало известно о приговоре группе граждан России, Беларуси и Украины, обвинённых в Ливии в пособничестве режиму Муаммара Каддафи. Три белоруса, никак не участвовавшие в военных действиях, – 63-летний Валерий Гордиенко, 52-летний Игорь Едемичев и 56
Обжалованию подлежит
4 июня стало известно о приговоре группе граждан России, Беларуси и Украины, обвинённых в Ливии в пособничестве режиму Муаммара Каддафи. Три белоруса, никак не участвовавшие в военных действиях, – 63-летний Валерий Гордиенко, 52-летний Игорь Едемичев и 56-летний Федор Труфанов – получили по 10 лет тюрьмы.

Учитывая возраст приговорённых, это практически сродни пожизненному сроку, а может, и смертному приговору. Разумеется, дипломаты трёх стран и общественные организации, имеющие доступ к нашим гражданам, делают всё возможное, чтобы добиться пересмотра приговора или хотя бы возможности для заключённых отбывать наказание на родине. Но пока эти попытки успехом не увенчались. Тем не менее, белорусы не сдаются.

Не то чтобы как гром среди ясного неба, но суровость приговора, объявленного ливийским военным трибуналом гражданам Беларуси, России и Украины, стала для Министерств иностранных дел трёх стран весьма неожиданной. Как и для самих приговорённых.

Из сообщения Александра Шадрова: «…Заседание суда в Триполи длилось не больше 15 минут, адвокатов при этом не было. Просто зачитали нам приговор на полстранички, что 17 февраля в Ливии состоялась революция, что мы являемся пособниками Каддафи. И на этом закончилось всё…»

Россиянин Александр Шадров, которого ливийский суд почему-то посчитал лидером «наёмников», получил пожизненный срок, три белоруса – по 10 лет тюрьмы. А ведь до последнего ливийцы заверяли, что дело до суда не дойдёт…

В конце августа 2011 года во время боёв за Триполи повстанцы захватили офис российско-ливийской нефтяной компании «Дакара» в Триполи. После обыска сотрудников арестовали и обвинили в «пособничестве режиму Каддафи». Поначалу работников «Дакара» даже назвали снайперами-наёмниками, воевавшими на стороне войск Каддафи. Однако тут же выяснилось, что у снайперов, оказывается, нет и не было оружия, а примерно половина из задержанных – пенсионеры. Правда, некоторые из них – военные в отставке – именно таким отдавался приоритет при заключении рабочего контракта в практически воюющей стране из соображений безопасности. А работать все должны были на нефтяных скважинах. Всё это время адвокаты и дипломаты вели переговоры с ливийскими властями, которые гарантировали объективность и беспристрастность суда.

Андрей Савиных, пресс-секретарь МИД Беларуси: «Нашим коллегам из газеты «Комсомольская правда» удалось выйти на связь с осуждёнными после приговора. Разговор длился 17 минут, но услышать удалось немногое. Номера телефонов журналисты не разглашают – профессиональная тайна».

Ирина Козлик, журналист газеты «Комсомольская правда в Белоруссии»: «Дозвониться удалось только сейчас. Белорусы говорили полушёпотом, им внесли в камеру пару телефонов, они падали, их забирали».

По словам наших граждан, а все они уже пенсионеры, в Ливию они поехали за «длинным рублём», точнее долларом, по приглашению российской нефтяной сервисной компании. Но до места работы – буровых скважин – мужчины даже не успели доехать. До предъявления обвинения их продержали в камере 8 месяцев.

Нашему телеканалу удалось получить фрагмент телефонного разговора из ливийской тюрьмы. Правда, практически все звонки из-за границы либо прослушиваются, либо просто блокируются.

Похоже, новую власть Ливии не волнует, что Беларусь, Россия и Украина публично выразили протест обвинительному вердикту и что данная ситуация привела к дипломатическому кризису в отношениях между странами. Восстановить отношения можно только после благоприятного исхода дела. Дипломаты в Минске, Москве и Киеве намерены продолжить переговоры, чтобы добиться отмены несправедливого и сурового приговора и освобождения контрактников.

За судьбой белорусов в ливийской тюрьме с особым волнением следит врач-невролог Александр Лазарчик из Барановичей. Александр тоже работал по контракту в Ливии, но ему удалось выбраться из страны, когда война только разгоралась. И теперь, глядя на то, как соотечественников, которые должны были зарабатывать по $150 долларов в день, пытаются обвинить в том, что они наёмники, искренне недоумевает.

Александр Лазарчик, врач-невролог Барановичской городской больницы: «Если мы поехали в мирное время – лечить ливийцев, то ребята во время войны – зарабатывать. $150 – это не много для мирного времени, мы слышали, что наёмники зарабатывали от $2000 в день».

Сам он, как и многие медики, в Ливию ехал на заработки. Врачи, особенно из стран Европы, в арабском мире высоко ценятся в буквальном смысле.

Александр Лазарчик, врач-невролог Барановичской городской больницы: «Увидел в газете маленькое объявление, что нужны врачи для работы в Ливию, подумал – почему бы и нет. Зарплата у врачей от 1500 до 3000 долларов».

Чтобы отобрать врачей, тогда в Минск приехал лично директор госпиталя и министр здравоохранения Ливии. Оформив легально все документы, с минимальным знанием английского языка и слабым представлением об арабском мире Александр Лазарчик попал в древнейший город Гадамес. Встречали делегацию, как дорогих гостей: комфортабельное жильё, еда – за всё платила принимающая сторона. График работы с 8 утра до 2 часов дня. И культурные программы. Белорусские врачи даже устраивали спортивные соревнования с местными командами. Правда, за всей этой видимостью благополучия и спокойствия скрывалась восточная подозрительность и лёгкое недоверие. А вскоре, когда в стране началась фактически гражданская война, стало совсем не комфортно.

Александр Лазарчик, врач-невролог Барановичской городской больницы: «Мы приехали туда, у нас забрали паспорта, закончились сроки трудовой визы, и мы работали полгода, нам не платили».

В середине февраля прошлого года в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правившего страной более 40 лет полковника Муаммара Каддафи. Далее – вооружённые беспорядки между силами режима и оппозицией, получившей поддержку сил НАТО. Оппозиция сформировала в Бенгази Переходный национальный совет и объявила его единственным легитимным органом власти в стране. Муаммар Каддафи погиб 20 октября в окрестностях города Сирт от рук захвативших его повстанцев. За время боевых действий между сторонниками правившего режима и силами оппозиции погибли тысячи человек. А экономика не оправилась до сих пор.

Некоторые эксперты полагают, что неоправданно суровый приговор в отношении граждан СНГ – политическая игра, затеянная новой ливийской властью. Ещё в начале мая в прессе появилась информация, что Ливия предлагает обменять украинцев на «самолёт Каддафи». Ан-74, изготовленный в 2009 году по спецзаказу. Стоимость этой машины, украшенной золотом и драгоценными камнями, составляет $25 миллионов. В своё время полковник Каддафи заключил с Украиной контракт на ремонт своих самолётов. Один из них так и остался на украинском заводе.

Близкие к переговорному процессу люди утверждали, что ливийцы просто торгуются. В общем, такого сурового и несправедливого приговора не ожидал никто. Защита намерена подать апелляцию в Высший военный суд Ливии. По действующим законам, жалоба может рассматриваться до 60 дней. Так или иначе, но белорусы, россияне и украинцы рассчитывают на помощь своих государств. Ведь срок в 10 лет ливийской тюрьмы тем, кому уже за 60, сродни исключительной мере.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram