В среду 25 января египтяне собрались на площади Тахрир в Каире, чтобы отметить годовщину массовых выступлений, которые привели к свержению президента Хосни Мубарака, правившего страной 30 лет. Так что же сейчас происходит в Египте, где недавно прошли парл
Полный Тахрир
В среду 25 января египтяне собрались на площади Тахрир в Каире, чтобы отметить годовщину массовых выступлений, которые привели к свержению президента Хосни Мубарака, правившего страной 30 лет. Так что же сейчас происходит в Египте, где недавно прошли парламентские выборы? Разные источники говорят о том, что светские либералы и радикальные исламисты разрывают страну на части и делят власть. Народ же пытается понять, что теперь для него хорошо, а что плохо.
 
Год назад на этой самой площади начинались события, кардинальным образом изменившие облик современного Египта. Сегодня здесь, можно сказать, проходит «разбор полётов»: люди спорят о том, что удалось, а что нет за прошедший с момента восстания год.
 
Известный египетский оппозиционер, глава либеральной партии «Аль-Гад» («Завтра») Айман Нур в 2005 осмелился бросить вызов самому всемогущему Хосни Мубараку, став его главным оппонентом на первых в истории страны альтернативных президентских выборах. Тогда он проиграл, позднее был репрессирован и вышел на свободу лишь в 2009.
 
Как и все противники Мубарака, в февраля 2011 Нур ликовал, радуясь падению режима, но теперь выглядит подавленным и растерянным. Переходный период под властью военных прошёл ужасно, так была ли революция? Баллотироваться в такой обстановке на новых президентских выборах он теперь не решается.
 
«Президиум партии и предвыборный штаб приняли решение о приостановке президентской кампании. Военные власти провалили переходный период, они действовали такими же методами, как и Мубарак, который передал им власть. Они должны были оставаться беспристрастной стороной и не вмешиваться в политическую жизнь. Были нападки и на меня лично со стороны генералов. Мы хотим, чтобы армия служила Египту, а не Египет армии».
 
Главный итог года потрясений в Египте – непримиримые противники прежнего режима, запрещённые при Мубараке «Братья-мусульмане», теперь в большинстве в парламенте. Народное собрание Египта, наконец, начало работать 23 января после длительного периода выборов и трудного подсчёта голосов. Политическое крыло «Братьев-мусульман» – Партия свободы и справедливости – вместе с ещё более радикальными исламистами – салафитской партией «Ан-Нур» – завоевали порядка 70 % мест в законодательном органе Египта. А вот молодёжные либеральные движения, которые, собственно, и зажгли революцию 11 года, остались за порогом большой политики.
 
По мнению египетского политолога Мухаммеда Салямы, победа исламистов была вполне ожидаема, они лишь умело воспользовались потрясениями, чтобы захватить большинство депутатских мест.
 
«Братья-мусульмане» в политике уже 80 лет. Поэтому они и сумели воспользоваться плодами революции и получить большинство в парламенте.
 
Но ситуация в стране тяжёлая, особенно в экономике, поэтому победившим на выборах исламистам вместе с молодёжью надо вытаскивать страну из ямы. Надо реализовывать все требования революции. Дать людям достойную работу и свободу, вернуть Египту его лидирующую роль в регионе.
 
Однако обретя свободу политическую, после оглушительной победы исламистов на выборах, многие забеспокоились о свободе жизни повседневной: появились слухи о возможном скором ужесточении правил поведения в общественных местах.
 
Екатерина приехала в Египет из Беларуси в 2003 году, вышла замуж за египтянина, у неё уже две прекрасные дочки. Практически каждый день она ходит с детьми в престижный каирский спортивный клуб в центре города. Его посещают только респектабельные горожане.
 
Екатерина, гражданка Беларуси, проживающая в Египте: «Моё мнение, что у исламистов ещё долгое время будут другие задания. Им надо будет накормить 70 % голодных людей. А трогать купальники или то, как мы одеваемся... у них на долгое время хватит работы. Я не думаю, что мне придётся что-то менять в моей одежде или в поведении».
 
При этом Катя уверена, что Египет после революции, с ростом цен и опасными улицами, просто постепенно превращается в обычную среднестатистическую страну мира.
 
Екатерина, гражданка Беларуси, проживающая в Египте: «Да, может быть, если раньше Каир был совершенно безопасный, то есть ты мог не бояться выходить в любое время, куда ты хочешь, то сейчас получилось так, что он стал как среднестатистический большой город, в любом большом городе существует преступность, грабежи. Цены, они росли всё время на протяжении этих десяти лет. Но этот рост происходил не в последний год после революции, а на протяжении всего времени. Как и в принципе во всём мире выросли цены на продовольствие».
 
Цены растут, национальная валюта падает, дефицит бюджета на 2012 год составит почти 9 %, а развитые страны не спешат оказывать финансовую помощь. И если состоятельные каирцы ещё вполне не ощутили на себе болезненных перемен, люди победнее уже столкнулись с ними лоб в лоб.
 
Ясир – водитель такси. Чтобы прокормить большую семью, он вынужден проводить за рулём по 15-17 часов каждый день. Он никогда не думал, что его полезная профессия когда-нибудь станет одной из самых опасных в Египте.
 
Ясир, водитель такси говорит: «Сейчас уже немного лучше. Но раньше, буквально шесть месяцев назад, было очень опасно. Ночью таксистов останавливали и выбрасывали из машин, многие машины потеряли. Я установил специальную сигнализацию на такой случай. Если на меня нападут, я выйду из машины, а потом нажму на кнопку на брелке, чтобы заглушить мотор. Так что никуда уехать на моей машине они не смогут, а я буду звать на помощь прохожих. Но вообще-то, есть такие районы в Каире, куда я сейчас не поеду ни за какие деньги».
 
Несмотря на усилия новых египетских властей, балансирующий на краю банкротства небезопасный Египет продолжает отпугивать не только иностранных инвесторов, но и туристов, приносивших в спокойные годы в казну этой страны до 13 миллиардов долларов в год. Гражданам Беларуси, еженедельно тысячами прилетающим в Египет отдохнуть на тёплом море, также рекомендовали соблюдать предельную осторожность.
 
Алексей Малафей, консул, третий секретарь Посольства Республики Беларусь в Египте: «В настоящее время ситуация с безопасностью в Египте продолжает оставаться достаточно напряжённой. Имеются случаи нападения на иностранных граждан, в том числе туристов, на дорогах, ведущих из Хургады в Луксор и Каир. Дороги из Шарм-эль-Шейха в Каир постоянно перекрываются. В связи с этим мы настоятельно рекомендуем нашим гражданам воздержаться от поездок в Каир, оставаться в курортных городах – Хургаде и Шарм-эль-Шейхе. Это позволит им гарантировать свою безопасность, поскольку ситуация на курортах сейчас стабильна».
 
Ещё будучи на посту президента, Хосни Мубарак говорил: «В случае моего неожиданного ухода страну ждут упадок, беспорядки и приход к власти исламистов». Тогда его обвиняли в стремлении запугать местных либералов и Запад, чтобы продлить свою политическую жизнь. Теперь уже для многих совершенно очевидно, что он был прав на 100 %.
 
Уроки египетской революции комментирует профессор Дипломатической Академии министерства иностранных дел России, кандидат психологических наук, доктор политических наук, академик Академии Военных Наук Игорь Панарин.

Подробности – в видеоинформации

Подписывайтесь на нас в Telegram