Новость о том, что восьмиклассница Юля Ляшук пропала в новогоднюю ночь, мгновенно облетела большую полесскую деревню. 13-летняя девочка возвращалась из клуба, но до дома не дошла. В деревню Лядец сразу же прибывает милиция и спасатели. Начинаются масштабные поиски. Задействуют служебных собак. Окрестности облетает вертолёт. На помощь прибывают пограничники. Местные жители формируют бригады волонтёров и присоединяются к поиску.
Параллельно с поисками идёт и расследование. Опрашиваются свидетели. На четвёртый день задерживают подозреваемого. На одежде местного мужчины нашли кровь, но он уверяет, что не причастен к исчезновению девочки. Не спешить с выводами, а во всём досконально разобраться, – главная задача следователей. Тем более, что эта криминальная история – одно из первых дел в списке новой структуры. Буквально с 1 января в Беларуси начал работать Следственный комитет. Появление нового ведомства объяснить несложно. Только в прошлом году несколько сотен человек были оправданы в суде, во многих случаях признательные показания получены под принуждением, имели факты фальсификации доказательств, лжесвидетельствования. Теперь от этого нужно избавляться.
В комитете работают не новички, а уже опытные специалисты, которые до этого вели дела в подразделениях предварительного расследования прокуратуры, МВД и Комитета государственного контроля. Так что у новой структуры спектр расследований очень широк. Например, это уголовные дела по финансовым махинациям, преступления коррупционной направленности, тяжкие и особо тяжкие преступления, превышение власти либо служебных полномочий. Один из примеров – дело Климовичских правоохранителей, которые вымогали взятку у российских бизнесменов за то, чтобы не возбуждать уголовное дело. Но всё же самым важным делом Следственного комитета стало убийство Юлии Ляшук.
После прибытия в Лядец специальной группы начиналась кропотливая работа. Вскоре экспертиза установила, что кровь на одежде подозреваемого мужчины не принадлежит Юлии Ляшук. Задержанного отпустили. Следователи фактически по сантиметрам исследовали деревню и находят предполагаемое место преступления.
Александр Коваченко, руководитель следственной группы Следственного комитета Беларуси: «На этом месте предположительно и произошло преступление. Вот там была примята трава. Здесь нашли шарфик, перчатки».
Неподалёку находят и телефон девочки. На нём более сотни пропущенных вызовов. Далее следы выводят на берег заболоченной реки. Здесь находят очередные улики.
Александр Коваченко, руководитель следственной группы Следственного комитета Беларуси: «Резинку от волос нашли, на досках были капли крови».
На этом районе следователи и сосредоточили всё внимание, стало понятно, что преступление совершил местный житель. Приезжий вряд ли бы нашёл не заметную с дороги переправу, а тем более не решился бы ступить на очень не надёжную кладку.
Найти пропавшего человека в Полесье крайне сложно. Здесь огромное количество болот и озёр. Через большинство из них можно перебраться только по таким вот хрупким переправам. Один неверный шаг может стоить жизни. А к тяжёлым условиям местности добавились ещё и погодные. Спасатели рубили лёд, водолазы ныряли в ледяную воду, но найти Юлю не могли.
На новый след помогли выйти высокие технологии. На одной из вещей, найденных на месте преступления, обнаружили ДНК другого человека. Так же специальной экспертизе подвергли одежду более сотни жителей деревни. Уникальная техника вывела следователей на местного 17-летнего парня. Как только на его руках защёлкнулись наручники, подозреваемый начал сознаваться. В ту ночь он вышел из клуба вслед за Юлей. Подождал, пока она попрощается на перекрёстке с подружкой, а затем напал на девочку. Всё происходило буквально в 40 метрах от её дома. Для своих 17 лет парень физически очень сильный, поэтому долго сопротивляться школьница не могла. Изверг задушил девочку, а тело отнёс за реку и закопал.
Спасатели и милиционеры были на этом месте, когда искали пропавшую девочку, но выпавший снег скрыл следы преступления, поэтому найти Юлю Ляшук смогли только, когда преступник сам показал, где закопал убитую.
Александр Коваченко, руководитель следственной группы Следственного комитета Беларуси: «Здесь все подходы снегом занесло, ничего не видно было. Он точно показал где, сказал, что закопал на две штык лопаты, так и оказалось. Вот здесь она и лежала, сверху курткой накрыта была».
Была ли изнасилована девочка, должна установить экспертиза. Сам душитель, которому через два месяца исполнится 18 лет, этот факт отрицает. Он и сам не может внятно объяснить, что толкнуло его на зверское преступление. Местные жители пытаются найти объяснение преступления, которое не укладывается в сознание нормального человека.
Уже предъявлено обвинение по статье умышленное убийство. Следственные эксперименты с участием подозреваемого правоохранители решили проводить ночью и под серьёзной охраной. Полешуки отличаются особым характером. И убийцу здесь могли просто уничтожить. Ситуация в районе накалена до предела. На похороны Юли собрались тысячи людей из всех окрестных деревень.
От церкви до кладбища склонив головы живым коридором выстроились дети. А когда в школе для Юли Ляшук зазвонил последний звонок, даже у суровых мужчин покатились слёзы, такого общего большого горя на Полесье не припомнят даже старожилы.
Не успели белорусы придти в себя от событий на Брестчине, как похожий сценарий разворачивается уже в Гродненской области. В Лиде 9 сутки ищут 19-летнего парня. Он так же вышел с дискотеки и пропал. Все окрестности уже исследовали вдоль и поперёк. Друзья пропавшего Вани организовали специальную группу – расклеивают по городу листовки, ищут очевидцев через Интернет. Однако все усилия пока безуспешны.
Подписывайтесь на нас в Telegram