Почти два десятилетия специалисты проводили кропотливую работу, чтобы полотна приобрели первозданный вид. Не обошлось без открытий.
Уже почти два десятилетия витебский реставратор исправляет чужие ошибки. Полем битвы специалиста стали полотна Юрия Пэна. Картина «Девушка в берете» последняя на реставрации. Оригинальная живопись художника была скрыта под несколькими слоями краски.
Юрий Кегелев, художник-реставратор высшей категории Витебского художественного музея: «Совершенно другая гамма, начинаешь это удалять, получается портрет совершенно потрясающий, красивый, уникальный, написанный в академической манере».
Некоторым картинам больше ста лет, и сегодня видно, как в разные годы они меняли цвет. «Горе-реставраторы» могли исправить не только цвет глаз, но даже дорисовывали ноги. Это и беда, и одновременно счастье – скажут специалисты спустя десятилетия, под красками картины лучше сохранились, а весь новодел современные методы помогают удалить, правда, процесс длительный, на полное восстановление одной картины уходит год.
Юрий Кегелев, художник-реставратор высшей категории Витебского художественного музея: «Не было методики, не занимались так называемой условной тонировкой, а просто записывали все утраты жёстким мощным цветом».
Юрий Пэн когда-то завещал свои картины Витебску, более восьмисот работ. Во время войны успели спасти только часть полотен, многие бесследно исчезли. Куда? Только догадки – на одном подрамнике, под бумагой, нашли немецкие печати – картину готовили к выставке. Всё, что сохранилось, – это 160 работ. Их передали Витебску в начале 90-х, и только сейчас реставрация коллекции завершилась.
Юрий Кегелев, художник-реставратор высшей категории Витебского художественного музея: «Это событие очень значимое, у нас сегодня некая связь времён происходит, и на сегодняшний день мы будем эту коллекцию хранить, показывать, рекламировать».
Сейчас в Витебском художественном музее – самая большая коллекция картин знаменитого Пэна. Он основатель Витебской художественной школы. Среди его учеников Шагал и Лисицкий, но и сам учитель ещё продолжает удивлять. Долгие годы считалось, что эту картину художник назвал «Старик и смерть». Но на обратной стороне полотна реставраторы обнаружили авторскую запись. Оказывается, Пэн здесь изобразил «Хохот смерти».
Подписывайтесь на нас в Telegram