В Польше выбрали новый сейм. Политически время для наших соседей непростое: с одной стороны, страна председательствует в Евросоюзе, поляк Ежи Бузек возглавляет Европарламент…
Дорога к сейму
В Польше выбрали новый сейм. Политически время для наших соседей непростое: с одной стороны, страна председательствует в Евросоюзе, поляк Ежи Бузек возглавляет Европарламент…

Так что кусок страсбургского пирога (как и в Брюсселе, в этом городе располагаются европейские структуры) многим польским политикам кажется весьма привлекательным. С другой стороны, актуален вопрос: а как с привлекательностью власти внутри Польши? На него голосами своих избирателей пытаются ответить давние соперники из правящей «Гражданской платформы» и претендующей на власть партии «Право и справедливость».

Это не конкурс красоты, но что-то скандальное в этом есть. За несколько месяцев предвыборной кампании в Польше было всё: от геев с транссексуалами до нового языка. Появились слова «Дональд-ничего-не-знаю-Туск» и «Тускобус». Польша выбирает новый парламент. На каждое депутатское кресло претендует пятнадцать человек. Кампания проходит на фоне председательства в Евросоюзе и серьёзного экономического кризиса в целом в Европе и в Польше в частности.

Ванда Новицка, кандидат в депутаты от партии «Движение в поддержку Януша Паликота»: «Мы видим, что наше общество всё больше расслаивается. Появляются очень богатые люди, но бедность становится уделом всё большей группы людей. Цифра двух миллионов безработных говорит о том, что в стране серьёзные проблемы».

Матей Вишниовский, обозреватель газеты «Нет»:
«Наше правительство, совершая ошибки и имея успехи на своём счету, с гордо поднятой головой идёт к полякам. Всё потому, что в течение четырёх лет мы не кланялись тем, кто имеет силу, деньги. Идёт, кто хочет, чтобы поляки больше потеряли, чем заработали».

Небольшая деревня около Лодзи. Пан Анджей, как и всегда, работает в поле, а вечером подсчитывает свои убытки. Все столбы в деревне обклеены предвыборными обещаниями. Он уверен, голосовать надо, но перемен особых не ждёт.

Анджей Прохонь, фермер: «Мы, фермеры, очень расстроены. Не только тем, что нет наших проблем в предвыборной кампании. Ни одна из партий не имеет реальной программы поддержки села. Недавно были дебаты министра сельского хозяйства. Их интересуют только доплаты из ЕС и ликвидация польского фонда поддержки фермеров. Ни слова о ценах на сельхозпродукцию и удобрения, ни слова о том, что в деревнях закрывают школы».

Раньше интересы фермеров защищала партия «Самооборона» во главе с Анджеем Леппером. Но Леппер якобы совершил самоубийство при загадочных обстоятельствах, в которые крестьяне не верят, как раз накануне предвыборной кампании. Сильного «народного» конкурента в Польше больше нет. Обезглавленная «Самооборона» идёт на выборы только в 9 округах. А по последним социологическим данным, в польский парламент войдут ныне правящая «Гражданская платформа» во главе с премьер-министром Дональдом Туском, Ярослав Качиньский с партией «Закон и справедливость», «Левые демократы», Крестьянская партия и новый феномен в польской политике «Движение в поддержку Януша Паликота». Претенденты на победу сделали ставку на рекламу своих достижений. И всё чаще звучит слово «Европа».

Ханна Гронкевич-Валц, мэр г.Варшава:
«Мы Варшаву превращаем в Европейское государство. Мы – столица восточной Европы двадцать первого века».

Если в Польше идёт борьба за места в парламенте, то в Варшаве развернулась война за место в премьерском кресле. И на войне, как говорится, все средства хороши. Накануне отличился Ярослав Качиньский, который в рамках предвыборной кампании издал свою монографию под названием «Польша нашей мечты». У Качиньского, как и у любого автора, есть свой алфавит, в котором пару ласковых слов он посвящает современным политикам. Например, Дональда Туска он назвал раздражительным и агрессивным, Радослава Сикорского – карьеристом. Но эффект разорвавшейся бомбы произвело заявление по поводу немецкого канцлера Ангелы Меркель, которая, по словам Качиньского, «не случайно заняла своё место».

И обвинил Германию в великодержавных устремлениях. Такой выпад, по мнению наблюдателей, может Польше дорого стоить. Как минимум, безразличие – особенно болезненное финансовое – западного соседа. Впрочем, многие политики давно готовы сменить кофе по-варшавски на кусок страсбургского пирога. Головокружительная карьера экс-премьера Польши и ныне главы Европарламента Ежи Бузека – вот, по мнению многих, пример для подражания. Поляки готовы вести Европу к светлому будущему.

Александр Квасьневский, бывший президент Польши: «Если я сказал, что слово «кризис» сегодня так популярно в Европе, то вторым словом должно быть «предводительство». Сегодня Евросоюз нуждается в компетентном предводительстве. Сегодня многие решения следует принимать быстро и с уверенностью и знанием дела. Я уверен, что лидера мы найдём в социал-демократической среде».

Сам Бузек так занят своей миссией парламентского предводительства, что журналисты – и наш канал здесь не исключение – получают из его секретариата письма о том, что пан Ежи ну никак не сможет найти времени для интервью до… конца своего срока.

По мнению аналитиков, больше на Запад, нежели на Восток, смотрит и министр иностранных дел Радослав Сикорский. Причём, его не только проевропейская, но даже проамериканская политика на этой неделе подверглась критике из-за скандала с тюрьмами ЦРУ. Комиссар Евросоюза Томас Хаммарберг разоткровенничался после визита в Польский МИД. И заявил одному из польских телеканалов: «Секретные тюрьмы ЦРУ в Польше работали с декабря 2002 года по сентябрь 2003. И там применялись пытки. Так что теперь официальной Варшаве вслед за Вильнюсом нужно будет отвечать перед Страсбургом и Брюсселем, как так произошло, что самые ярые поборники демократии в Европе позволили агентам иностранных спецслужб фактически незаконно удерживать и пытать людей в секретных застенках».

А тут ещё недавний и совершенно неожиданный скандал на саммите «Восточного партнёрства». Когда страны-участницы инициативы отказались поддержать абзац по критике Беларуси. А раз так – единодушны политологи – Польше ничего не остаётся, как всё же искать конструктивного примирения с восточным соседом.

Матеуш Пискорский, кандидат в депутаты: «Я думаю, что уже первые сигналы были высланы Дональдом Туском. Со временем эта политика будет более прагматична. Самое важное, чтобы сегодня после периода взаимной обиды и полного отсутствия отношений вернуться к столу переговоров. Это важно и для Польши. Сосед, у которого проблемы, означает и проблемы у нас».

Но на фоне сложной ситуации, лидеры нынешней кампании Ярослав Качиньский и Дональд Туск, как будто бы не замечая друг друга и разъезжая по стране, каждый день упражняются в мелких колкостях.

Дональд Туск, партии «Гражданская платформа»: «Мне очень хотелось на дебатах услышать не обвинения в том, что один из собеседников сбил президентский самолёт, а другой псих, просто нормальную дискуссию, чтобы народ понял, как жить дальше. А этого нет».

Ярослав Качиньский, партия «Закон и справедливость»:
«Я уверен, после выборов следует провести аудит, я думаю, на основании закона, проверку государственных финансов. Ведь никто не знает, что есть на самом деле. Ну, а потом, я думаю, придётся наводить порядок после господина Туска. И самое главное, мы должны провести аудит использования европейских средств и инвестиций».

Дариуш Косюр, общественное движение «Верные суверенной Польше»: «Это такая специальная стратегия, целью которой является отвлечение внимания избирателей на несущественные вопросы. Оставляя при этом без внимания главные проблемы в экономике и государственных финансах... Вот они говорят, что с момента вступления Польши в ЕС появилось почти четыреста тысяч новых рабочих мест, но умалчивают о том, что почти миллион рабочих мест ликвидировано».

Бартоломей Бискуп, политолог Института политических исследований Варшавского университета: «У нас всё размыто. Туда мы идём, сюда мы идём. А на самом деле известно, что есть экономический кризис, безработица и так далее. И с этим следует бороться. А партии практически ничем не отличаются. Разве что поведением и риторикой. Реальной разницы в подходах нет. И это мешает полякам уверенно идти к урнам и голосовать».

И от всего этого у президента Польши Коморовского головная боль: как обеспечить явку избирателей.

Бронислав Коморовский, президент Польши:
«Я скажу, что с грустью отмечаю тот факт, что не удалось ввести двухдневное голосование на выборах. Это было решение Конституционного суда. Я думаю, это лучший вариант влияния на явку избирателей и создание более комфортных условий. Я буду настаивать на этом в будущем».

В пятницу, во время опросов, лишь 50 % уверенно сказали, что пойдут голосовать. А раз так, партия, получившая большинство на выборах, в реальной жизни будет партией меньшинства польского общества.
 

Подписывайтесь на нас в Telegram