Сухой закон для дороги

137
Сухой закон для дороги
В среду в Брестской области случилось довольно уникальное ДПТ. На автостоянке одного из районных центров, владелец джипа «Форд» столкнулся с автомобилем «Ровер», затем врезался в «Вольво» и, наконец, в микроавтобус «Фольксваген». Который, собственно, и остановил лихача. В крови горе-водителя обнаружили 3,5 промилле алкоголя.
 
Вообще-то, при такой концентрации некоторые теряют сознание и впадают в кому. А 5-6 промилле вообще считаются смертельными. О том, как быстро протрезвел горе-водитель, протокол умалчивает, но во всей этой истории радует одно: обошлось без жертв. В пьяных авариях, число которых растёт из года в год, это, действительно, редкость.
 
Для белорусских водителей сухого закона нет. До сегодняшнего дня допустимая концентрация алкоголя в крови равнялась половине промилле. Но с 12 августа эта цифра снижается до 0,3.
 
В гостях у «Контуров» заведующий центром мониторинга наркоситуации РНПЦ психического здоровья Сергей Осипчик и начальник отдела дорожно-патрульной службы управления ГАИ МВД Александр Цигельник.
 
 
С 12 августа Госавтоинспекция готова действовать по новым правилам. Нынешнее минимально допустимое количество алкоголя в крови – половина промилле – снижается до 0,3.
 
25 тысяч водителей «под мухой». Это статистика только за первое полугодие. При этом далеко не все, рискнувшие выпить за рулём, попались в поле зрения Госавтоинспекции. Есть и такие, кто попадается, но пытается удрать. Один из последних случаев – сморгонские гонки с преследованием.
 
Этот ролик выложен в Интернете. Всё происходящее фиксирует камера, установленная в автомобиле ДПС. Пьяный водитель, в салоне авто ещё и восемь пассажиров «под шафе», пытаются оторваться от преследования.
 
Например, в США водители, пойманные за рулём пьяными, не только платят огромные штрафы, но и в обязательном порядке посещают психолога. В России и на Украине водителей вообще лишили шанса выпить за рулём. Теперь там всё, что превышает ноль – грубое нарушение правил. В Беларуси пока лишь хотят разрешённых полпромилле заменить на 0,3. Ужесточают правила не случайно. Увы, пьяных за рулём становится всё больше. В среднем, каждый день – 13 преступлений. Сотрудники ГАИ отправляются в рейды, они ищут и находят нетрезвых водителей.
 
В медицинском учреждении, куда доставляют несогласных водителей, приборы более точные, но основаны они на том же – процент спирта в выдыхаемом воздухе.
 
Основной вопрос, который волнует законопослушных водителей, это что, сколько и, главное, когда можно пить, чтобы не нарушить закон. Вот медицинский расчёт – получить на выходе 0,3 промилле получится через час после выпитой кружки пива, бокала вина или полстопки сорокаградусной. Новые правила ещё не вступили в силу, но у них уже появились критики. Они утверждают, что от нововведений могут пострадать те, кто не употреблял спиртное вовсе, а выпил лишь квас или кефир.
 
Однако противников ужесточения алконорм всё же меньше, чем сторонников. По предварительным прогнозам, новые правила помогут снизить число так называемых пьяных аварий. В этом году их было более 600. Погибли 73 человека, 341 получил серьёзные травмы.
 
У законопослушных немцев превышение скорости серьёзным правонарушением не считается. Какой же немец не любит быстрой езды? Полиция, правда, этого мнения не разделяет. Поэтому у обочин местных дорог появились щиты с фотографиями. Причём, картинки на них с каждым годом становятся всё выразительнее.
 
Не всем по душе плакаты, проезжая мимо которых, газ сбрасываешь непроизвольно. Но именно это и было целью акции, задуманной немецкой полицией несколько лет назад. Результаты превзошли ожидания.
 
Штефан Гилле, комиссар полиции, Берлин: «Не только сокращение аварий, но и неожиданно активное обсуждение радует нас. Послание дошло и заставляет задуматься».
 
А задуматься есть, над чем. Безопасность на дорогах – проблема глобальная. В мире аварии ежедневно уносят 4 тысячи жизней. 500 из них – детские. Еще около 50 миллионов остаются инвалидами. Половина из них – пешеходы. Это мировая статистика. Немцы многое делают, чтобы уменьшить число гибнущих и получающих увечья в авариях.
 
Германия – страна сплошной автомобилизации. Безопасность движения – это и развитие дорожной инфраструктуры, и повышение безопасности самих машин. У немцев все сложные дорожные участки оснащены пунктами видеонаблюдения. Камеры установлены практически на каждом мосту. Пробки отслеживаются с вертолётов. Всё это позволяет разгрузить переполненные трассы, регулировать и обезопасить движение.
 
В Министерстве дорожного транспорта считают, что вокруг машин и в них самих все возможности уже исчерпаны. Теперь необходимо взяться за тех, кто на этих машинах ездит. Ведь риск стать участником ДТП может коснуться любого. В среднем, по Германии на одну тысячу жителей приходится 55 дорожно-транспортных нарушений. И ответственность за них лежит в основном на водителях. Поэтому штрафы растут, как грибы после дождя. Практически каждый год. Особенно опасные рецидивы и езда без прав – это и очень ощутимый удар по карману, и тюремное заключение, и даже изъятие автомобиля. Немцы считают, что пьяные водители опаснее для жизни других участников движения, чем нарушители скоростного режима. Поэтому штраф за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения составляет 1500 евро. Причём, заплатить выпившему бюргеру придётся за сам факт того, что он сел в своё авто, даже если никуда не поехал. И отговорки, мол, хотел просто отдохнуть, для полиции основание полагать, что вы ездите за рулём в нетрезвом виде. И тогда – прощай, права…
 
А вернуть их в Германии очень сложно. Одно медико-психологическое тестирование чего стоит. В народе его окрестили «Idiotentest» – «экзамен для идиотов». Один неверный ответ – и водительских прав не видать, как своих ушей. Суды по ДТП в алкогольном дурмане очень жёсткие и машину, этого любимого ребёнка немецкой нации, вернуть удаётся крайне редко. Для начинающих водителей со стажем менее двух лет и водителей моложе 21 года действует абсолютный запрет на алкоголь за рулём.
 
Считается, что вся система наказаний за нарушения ПДД носит в Германии воспитательный характер. Но у каждого полицейского есть каталог штрафов, по-немецки Bußgeldkatalog. Кстати, изменения вносятся в него только на общегерманской конференции автодорожных судов. А затем уже Бундестаг вносит поправки в действующее законодательство. Сегодня штрафы такие, что заметно бьют по карману даже тех, кто особых финансовых трудностей не испытывает. Водителя с содержанием алкоголя в крови более 0.5 промилле ждёт штраф в 500 евро, лишение прав на один месяц и 4 пункта в картотеке ведомства автодорожного транспорта. Повторное задержание – уже 1000 евро, три месяца без прав и 4 пункта. Третье задержание – 1500 евро. Лихачи, превысившие скорость на 30 км в час заплатят 160 евро. А 70 километров облегчат кошелёк на 760 евро и три месяца без прав. И когда картотека «грешников» зарегистрирует 13 пунктов у нарушителя ПДД, он лишается прав навсегда. Некоторые в таких случаях пытались делать права в ближнем восточноевропейском зарубежье, но и эту лазейку прикрыли.
 
Но немецкое законодательство ещё считается довольно либеральным. В Норвегии, Швеции и Польше водителям грозят штрафы уже от двух десятых промилле. В Венгрии, Чехии и Словакии для автомобилистов вообще сухой закон. Штраф за 0,8 промилле в Великобритании – как цена за небольшое авто, составялет 7000 евро. А в Польше за бутылку пива за рулём отдашь 1300 евро. Дидье Хёффнер – бизнесмен на колёсах. Он может за день пересечь три границы. Особенно аккуратно он ездит в Испании и Швейцарии. Ведь штраф в этих странах – это прощание с месячной зарплатой.
 
В Италии некоторые автобаны спроектированы так опасно, что знаки, ограничивающие скорость, просто не нужны. Сто на спидометре сможет удержать только камикадзе. Поэтому немцы так гордятся своими траффик-инженерами и работой дорожной полиции. Ведь это сегодня, когда мир забывает про пешие маршруты, стоит жизни. Жизни всех участников дорожно-транспортного движения.

Подробности – в видеосюжете