Экономический карт-бланш

140
Экономический карт-бланш
Топоры и лопаты из Тайваня, сантехника из Литвы, бытовая химия из Польши. Это лишь малая часть примеров так называемого некритичного импорта, а попросту ширпотреба, на закупку которого тратилась валюта. А для бизнеса Беларуси – это примеры упущенных возможностей. Ведь всё это без проблем можно было бы выпускать под белорусским брендом. Тем более, что технологии производства здесь не самые высокие. Впрочем, кризис стал своеобразным санитаром, который перекрыл шлюзы и освободил ниши внутреннего рынка для своих предприятий. Важно теперь не упустить возможности, ведь покупатель – намеренно либо вынужденно – но всё чаще делает выбор в пользу отечественного. Так, например, в Осиповичах на днях запустили новую линию по производству стирального порошка. Он уже в продаже. До сих пор 9 из 10 пачек в магазинах был импорт.
 
Другой пример – косметика. И здесь ключевую роль играли зарубежные бренды. Белорусские продукты, зачастую не отставая в качестве и пользуясь популярностью за рубежом, в Беларуси оставались в тени. До кризиса. Теперь же…
 
Игорь Красняков, генеральный директор совместного предприятия по производству косметики: «На сегодня мы имеем производственные мощности и готовы занять свободную нишу в своей отрасли – производство декоративной косметики. Мы предполагаем, что в связи с действующими ограничениями на валютном рынке такая ниша освободится. И мы надеемся, что заберём часть покупателей, которые до этого пользовались импортной косметикой».
 
На предприятии часть продукции идёт на экспорт, потому и с валютой проблем нет. Но её всё равно приходится тратить на покупку компонентов.
 
Игорь Красняков, генеральный директор совместного предприятия по производству косметики: «Очень хотелось бы, чтобы министерства нашей страны, проанализировав ситуацию с потребностью экспортёров в первую очередь, постарались организовать производство таких компонентов в Беларуси. В частности, завод «Лидская лакокраска» производит огромное количество разных компонентов. И, например, производство базы лака для ногтей вполне мог бы освоить. Вопрос интереса…»
 
С такими вопросами – интереса или, скорее, его отсутствия – к министерствам, к правительству обращаются многие предприятия и даже целые союзы предпринимателей. Да и Президент, посещая любое производство, неизменно задаёт вопрос, насколько выпускаемая продукция белорусская. И хорошо, если в ответе звучит цифра в 50 %. На практике любой агрегат, либо машина состоят преимущественно из импортных гаек, деталей, узлов и сырья.
 
С проблемой, как заменить привычное заграничное своим отечественным сталкивались многие страны. И рецептов здесь множество. Впрочем, эксперты выделяют две основные стратегии. Первая – государство ставит барьеры в виде пошлин и закрывает рынок. Но это вчерашний век. Сейчас время глобализации. Вот и Беларусь входит в Таможенный союз. И наши партнёры Россия и Казахстан, скорее всего, не поймут таких действий.
 
Если пошлины можно считать кнутом для чужих, то альтернативой может стать пряник для своих производителей. Роль государства в импортозамещении – задавать направления и создавать условия для развития. Снизить налоги, освободить от проверок, уменьшить плату за аренду или передать помещение или землю в собственность. Инструментов и их комбинаций может быть масса.
 
На полях посевная и уборочная идёт на тракторах «Беларус» и комбайнах «Гомсельмаш», а общественный транспорт городов – троллейбусы «Белкоммунмаш» и автобусы «МАЗ». Всё это уже привычная для Беларуси ситуация. Хотя изначально машиностроение развивали, можно сказать, для себя, чтобы исключить именно импорт. Теперь же это наши ключевые экспортные позиции. Собственно, вот он и пример, и рецепт для крупных предприятий – быть мобильным и расширять модельный ряд и линейку товаров. Тот же «Горизонт» сегодня уже не просто завод, а целый холдинг по производству бытовой техники: от телевизоров и DVD до кондиционеров и спутниковых приставок.
 
Тот же, кто сделал ставку на один товар и работает, что называется, по накатанной, сегодня вряд ли может стать успешным. Такую роскошь мог себе позволить разве что Генри Форд в начале прошлого века, выпуская одну машину – Модель Т, которая, конечно, стала легендой. Но сегодня с подобной тактикой такой марки, как Форд, уже не существовало бы. Как не стало бы и «Горизонта», если бы это был только телевизор, и «Атланта», лишь холодильника, и МТЗ, с одной моделью М-80.