И, в частности, молочная отрасль. Так, на Гомельщине появилась роботоферма – пока эксперимент, но вполне может стать нормой.
Сопейков – деревня контрастов. Здесь буквально соседствует прошлое и будущее белорусского молочного животноводства. Назвать прошлым сорокалетнюю ферму язык не поворачивается. Пока это настоящее. Деньги, которые доярки зарабатывают собственными руками.
Жанна Вежновец, доярка: «В 4 часа встаём, приходим, начинаем чистить кормушки, скрести. Тряпочку берём, протираем, подключаем аппараты и доим».
Таких ферм, построенных ещё в XX веке, только в Гомельской области большинство. Из средств автоматизации лишь доильный аппарат. Остальное – тяжёлый ручной труд, в основном женский.
Любовь Вежновец, телятница: «Вся у нас ручная работа, как наши родители, предки работали: и не лучше, и не хуже работаем. Руки болят и спина из-за того, что тягаем тяжести: вёдра с молоком, навоз выбрасываем».
Буквально в 100 метрах другая жизнь, другая работа – это будущее, ставшее настоящим. Роботизированная ферма, вторая в Беларуси. Навоз убирается автоматически. Робот, оборудованный камерой с двумя лазерными прицелами, доит корову, массажирует и дезинфицирует вымя, а молоко сортирует по качеству. Участие человека минимум. Корова в доильную камеру заходит сама.
Мария Сухая, главный зоотехник хозяйства «Моисеевка»: «Корова доится и сразу ест. У нас стоят селекционные ворота, если корова доилась, её направят в зону отдыха, если не доилась, – в зону дойки».
На каждом животном – чип с личной информацией, это позволяет специалисту контролировать процесс круглосуточно. Работают посменно. Сравнивать со старым корпусом даже не решаются.
Елена Бархатова, заведующая молочной фермой «Сопейков»: «Начиная от доения и заканчивая процессом сдачи молока, – всё видно в компьютере. Сколько подошло коров, сколько подойдёт. Корова просрочила доение, надо подогнать. Какая корова в охоте, какая больная – всё на компьютере видно».
Здесь имеет ценность не только молоко, но и навоз. Его собирают в специальный резервуар. К нему будет подключена установка по выработке биогаза для отопления. Это первая в стране ферма из легкотипных конструкций, сэкономили на традиционном строительстве, а деньги вложили в оборудование. Цена проекта – около 14 миллиардов рублей.
Александр Якобсон, председатель Комитета государственного контроля: «За счёт сокращения затрат на строительно-монтажные работы есть возможность закупить дорогостоящее оборудование, которое заменяет ручной труд, облегчает работу и, главное, повышает продуктивность. Уже к концу года, когда будет более откровенный результат, тогда выполним рекомендации остальным, и надо провести соответственные курсы. Здесь надо учить кадры, ведь это совершенно другие технологии, совершенно новые».
При полном заполнении, а ферма рассчитана на 500 голов, в день выходит по 40 тонн молока экстра-класса. Окупаемость – от 7 до10 лет, а при нынешних тенденциях роста мировых цен на продукты, возможно, и быстрее. Роботофермы позволят решить проблему сокращения рабочих рук на селе: для их обслуживания необходимо вдвое меньше специалистов.
Подписывайтесь на нас в Telegram