Александр Лукашенко ясно дал понять инвесторам, что правила игры на белорусском рынке остаются прежними, их надо соблюдать, не забывая о собственной репутации. Ведь результат должен быть взаимовыгодным. Хотя путь инвестора бывает и тернистым.
Эмил Ангелов – родом из болгарского Габрово. Учился в Беларуси, потом начал здесь свой бизнес, открыл в столице кафе, естественно «Габрово». Ещё с советских времён в Могилёве был ресторан с таким же названием, он постепенно пришёл в упадок. Местные власти сами вышли на инвестора с предложением – расширить бизнес. В том здании Эмил всё поменял, открыл фактически три точки общепита – кафе, пивной бар и, собственно, ресторан. Откровенно признается: проект пока не окупился, и поясняет, что профессиональные рестораторы быстрых денег не ожидают. Поэтому, такой бизнес очень чувствителен к инвестиционному климату.
Слово «инвестиции» у нас понимают по-разному. Теоретически, так можно назвать даже кредиты из-за границы – на том основании, что ведь деньги извне работают в нашей экономике. Но в мировом понимании, которым оперирует Минэкономики, говоря о привлечении инвестиций в экономику страны, понимают прямые иностранные инвестиции. Это когда заграничная компания или бизнесмен покупают не менее 10 % акций существующего белорусского предприятия или строят новое.
Во вторник на заседании Совмина министр экономики рассказал, что к 2015 году объём таких инвестиций надо увеличить до 7,5 млрд. долларов год. Эту сумму легче взвесить, поделив на каждого гражданина. Выходит по 800 долларов в год. В этом году планируют привлечь 6,5 млрд. прямых инвестиций из-за рубежа – это выходит по 690 долларов на человека. Откуда же возьмутся деньги – над ответом на этот вопрос и работает правительство. Пресса вспомнило высказывание главы Нацбанка, он говорил, что в этом году 3 млрд. долларов будут выручены от продажи госсобственности, речь шла о двух банках, которые, возможно, сменят хозяев. Появилось и сообщение Госкомимущества, о продаже за 3 года 240 объектов, в которых государство не заинтересовано. Но в зарождающихся разговорах о начале массовой приватизации, точку поставил Президент. Во вторник он раскритиковал работу инвесторов в молочной отрасли, и этим дал понять, что условия приватизации не меняются. Да и практика показывает, что крупнейшие инвесторы, которые уже работают в Беларуси, начинали свой бизнес с нуля, или по-английски, это звучит «Greenfield» с зеленого поля.
135 гектаров в районе свободной экономической зоны «Минск» – это будущий логистический центр Прилесье. 200 тысяч квадратных метров складов, парковки для грузовиков, автостанции, терминал, и офисные помещения. Уже вынесли существующие сети и на 80 % закончены работы по-новым – электричеству, телефону, кладут оптоволокно. Второй проект компании – уже знакомая по презентациям «подкова» или официально «Магнит» – гостинично-деловой комплекс около библиотеки. В ближайшее время будет объявлен тендер на каркас. Другие иранские компании строят в столице гостиницу и торговый гипермаркет.
Денис Алейников, старший партнер юридической группы «АргументЪ»: «Иностранного бизнесмена не интересуют тонкости политической оценки режима, его интересует стабильность и предсказуемость этого режима. Один инвестор сказал – нас очень привлекает стабильность, потому что крупные проекты рассчитаны на годы окупаемости. Один инвестор мне говорил, я очень жалею, что мы не пришли в вашу страну 15 лет назад».
Но есть и другие свидетельства.Ни да, ни нет – такой ответ на заявку о реализации инвестпроекта, как рассказали нам участники рынка, в органах местной власти можно получить нередко. В столичной мэрии, в комитете экономики, говорят, что сейчас на руках имеют 50 инвестиционных договоров на 1,5 млрд. долларов. При этом, вопрос о задержках при рассмотрении не вызывает удивления чиновников.
Денис Еременко, заместитель председателя комитета экономики Мингорисполкома:
«Многие инвесторы идут к нам с непроработанными вариантами размещения объектов. Многие видят какую-то пустую площадку в Минске и подают заявление в Мингорисполком: «Хотим построить на этой площадке». Но необходимо рассмотреть эту площадку, может быть она обременена чем-то. То есть все службы горисполкома должны рассмотреть это, для того, чтобы дать вменяемый чёткий ответ инвестору. В этой связи инвесторы думают, что мы зачастую долго рассматриваем их документы, но нам законодательством предусмотрен 30-дневный срок и мы укладываемся в эти сроки».
С другой стороны существование проблем со сроками фактически подтвердилпремьер-министр Михаил Мясникович. Не зря во вторник он поручил ускорить рассмотрение инвестпроектов и в месячный срок принять решения по тем из них, которые до сих пор не рассмотрены.
Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси: «Самое плохое мне видится в том, что многие кадры не хотят принимать решение: кто-то страхуется, кто-то боится, кто-то волокитит. Такого в принципе не должно быть».
Можно подытожить: есть добрые свидетельства, есть некоторые проблемы. Что же перевешивает на данный момент? Эксперты сразу называют самый серьёзный довод, для тех, кто ещё взвешивает.
Денис Алейников, старший партнер юридической группы «АргументЪ»: «Довод – это выполнение Директивы №4. Пусть правительство покажет иностранным инвесторам, что выполняются заложенные в Директиву принципы, такие как усиление защиты частной собственности, усиление защиты прав добросовестного приобретателя, гарантии частной собственности, уменьшение количества статей административного кодекса предусматривающих санкции для бизнеса, уменьшения их размера, уменьшения количества случаев применяемой конфискации – вот это всё интересует иностранного бизнесмена, а не какая-то политическая риторика».
Судя по заседанию Совмина, правительство собирается этим заняться. Среди задач на год вице-премьер Сергей Румас говорил о необходимости разработать 75 законопроектов. Примерно в таких цифрах оценивают и реализацию положений Директивы.
Подписывайтесь на нас в Telegram