Лицензия на правду

Многие специалисты по пиару хорошо знают, какой эффект могут произвести определенным образом смонтированные кадры в сочетании с определенным текстом. Марина Тимофеева – о технологиях и целях манипулирования.
Лицензия на правду
Многие специалисты по пиару хорошо знают, какой эффект могут произвести определенным образом смонтированные кадры в сочетании с определенным текстом. Марина Тимофеева – о технологиях и целях манипулирования.
 
То, что выборы в Беларуси будут проходить под пристальным вниманием не только многотысячной армии наблюдателей со всего мира, но и журналистов, стало понятно задолго до основного дня голосования. Рекламу финала президентских выборов провели альтернативные кандидаты. И во время своих выступлений на радио и телевидении, и во время дебатов в эфире и интернете. Словом, всегда и везде они заявляли о своем заведомом несогласии с результатами еще несостоявшихся выборов, готовности выйти на Октябрьскую площадь и призывали к этому других.
 
Настрой большинства зарубежных фото- и телерепортеров угадывался сразу. Например, когда в пресс-центре Дворца республики Центризбирком подводил предварительные итоги голосования, прессу представляли лишь полтора-два десятка человек. Сотни других журналистов в это время дежурили на Октябрьской площади, снимали на фото и видео сначала несанкционированный митинг, а потом движение в сторону площади Независимости и последующие события. Впоследствии будет все труднее находить на интернет-сайтах и то, о чем договорились альтернативные кандидаты в президенты на ступенях Дворца профсоюзов на Октябрьской, где, как известно из дневника Ярослава Романчука, было принято решение создать альтернативный совет министров. И то, как решили направить собравшихся к Дому правительства, где в отсутствие катка удобнее влиять на массы. По правилам политической целесообразности не слишком популярна в интернете и заявка на обеспечение несанкционированного митинга медицинскими бригадами.
 
Как по команде агентства и телекомпании перестанут интересоваться битьем стекол и выламыванием дверей. Изъятые у задержанных газовые баллончики, заточки, взрывпакеты, бутылки с бензином и другой арсенал вообще перекочуют в разряд запретных к показу. Куда более интересной и востребованной будет другая информация и другая картинка с милицейским спецназом и машинами скорой помощи. Позже выяснится: многие и приехали в Минск ради этих кадров. Именно с них и ни с каких других зарубежные телеканалы будут открывать свои выпуски новостей, героями которых в отдельных случаях будут сами корреспонденты.
 
Телеканал Рен ТВ в своем сюжете о митинге на площади Независимости внимание сосредоточил на действиях милиции, не вдаваясь в причины беспорядков. При этом набор кадров использовался соответствующий. Майкл Моргулис, Президент фонда духовной дипломатии из США, старается следить за всеми политическими событиями в Беларуси. В этот раз приехал в Минск как независимый наблюдатель.
 
Майкл Моргулис, Президент фонда духовной дипломатии (США): «СМИ так работают, когда 45 минут все стоят молча, покажут 5 секунд из этого, а когда кто-то дал кому-то по голове – смакуют. Обычно, что показывают, было значительно преувеличено. Как говорил Марк Твен, сведения о моей смерти были значительно преувеличены. Так и во многих телерепортажах».
 
Юрий Зиссер, генеральный директор белорусского Интернет-портала: «Монтажом можно все что угодно, любые события показать с точностью до наоборот, до изменения смысла. Не понятно было 5 тысяч или 50 тысяч, как утверждала оппозиция. Эту информацию народ должен видеть. Дело в интерпретации, большинство людей не в состоянии отличить элемент манипуляции».
 
В самом деле – данные о количестве собравшихся на площади были преувеличены изрядно, если не сказать – на порядок. Причем на каждом телеканале эта цифра была своя. Казалось, идет соревнование, чья ставка больше. Доходили до ста тысяч. Между тем известно: для того, чтобы освободить площадь даже от 30, 40, и уж тем более от 50 тысяч человек, потребуются куда более многочисленные силы правопорядка, чем те, что были 19 декабря. Им не справиться без спецтехники, которая, как известно, не применялась. И, вообще, как нам показывает мировая практика, с 50 тысячами идейных борцов не то, что за 7 минут, за несколько часов справится невозможно. Значит, 19 декабря около Дома правительства были вовсе не идейные борцы и не 50 тысяч, большинство подростки, за 50 долларов. Другое дело – телевизионная картинка, многократно усиливающая в прямом смысле эффект присутствия.
 
Тарас Березовец, политтехнолог (Украина): «В свое время был известный сюжет во время американской оккупации Ирака, когда сбрасывали с постамента статую Саддама Хусейна, по картинке американских телеканалов выглядело, как будто на площади было порядка 20 тысяч людей. В действительности их было всего лишь 50 человек».
 
Алексей Одаренко – художник-постановщик всевозможных телепрограмм с участием большого количества людей признается, что с трудом может визуально определить численность массовки. Другое дело, когда эта численность точно известна. Вот съемки концерта, где площадка вместила ровно пять тысяч человек, но впечатление создается, что их раз в 10 больше. Умение выдавать желаемое за действительное, как, впрочем, и другие навыки, можно направлять в разное русло. В том числе манипулировать общественным сознанием, создавать эффект, нужный заказчику. Кстати, наивно полагать, будто зарубежные и оппозиционные или, как они любят себя именовать, независимые журналисты и телеканалы самостоятельно определяют подачу материалов. Трудно поверить, что никто из западных, да и российских журналистов не видел стекольно-дверного побоища. В телеэфиры побоище не попало. Следовательно, перед заказчиками стояла другая цель – показать западному обывателю так называемое бесчеловечное лицо режима.
 
Юрий Царик, заместитель начальника управления по электронным СМИ министерства информации Беларуси: «Понятно, что готовят картинку: это цинизм, профессионализм не СМИ, а политтехнологов».
 
Перед вами фрагменты двух репортажей. Слева – Первого российского канала, справа – ОНТ. Наши коллеги показали такой коротенький фрагмент. Не правда ли более чем скромно? Мы – более подробно – как вандализм погромщиков, потому что считаем эти кадры одними из ключевых. Все остальное время репортажа москвичи посвятили действиям милиции, выбрав, как говорится, самое-самое. Мы попытались уравновесить эти планы. В том, что это не соответствует действительности, знают многочисленные телезрители, но инъекция дезинформации произошла. И если у нас не принято бросаться непроверенными цифрами и фактами, то некоторые не слишком утруждают себя объективностью и лишними вопросами. В этом случае зрителю ничего не остается, как анализировать самому. Белорусские телеканалы показали все – от выдвижения в колонны до штурма Дома правительства. Зарубежные телеканалы показали только, как толпу разгоняли. Где правда, коллеги, а где ложь?
 
Андрей Дуда, доцент кафедры политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия»: «Есть сегодня специальный термин «шоу-революции». Есть направление в политической аналитике и в политической практике. Сегодня очень много делает картинка, эффект, телеэффект, радиоэффект, шоуэффект».
 
В последние годы и даже месяцы всевозможные марши «несогласных» прошли во многих европейских столицах. Но именно картинку из Беларуси политтехнологи старались преподнести особенно ярко.
 
Дмитрий Выдрин, политтехнолог (Украина): «Все зависит от того, насколько «талантливые» люди среди разогнанных. Если там есть хорошие пиарщики, если там хорошие психологи, то они из любого даже негативного момента, акцента, события, всегда сделают и красивую телевизионную картинку и хорошее объяснение, и хорошую мину, может быть даже иногда и при не очень хорошей игре».
 
Популярный телеканал «Euronews» аккуратно выбирал видео и героев для комментариев – это либо пострадавшие альтернативные кандидаты, либо их жены или доверенные лица. И так практически во всех информационных выпусках. Интервью с президентом Лукашенко и его оценкой событий по количеству выходов в эфир уступало раз в десять. К слову, к объективности действующий Президент призывал других журналистов во время своей пресс-конференции 20 декабря. Любое издание должно подкреплять свои материалы доказательствами, а не раздувать рейтинг на слухах. Евгений Мельников до депутатского кресла в национальном парламенте несколько лет возглавлял Могилевское областное телевидение, а потому смотрит на проблему профессионально.
 
Евгений Мельников, депутат палаты представителей национального собрания Беларуси: «Информация, которая сейчас подается, не соответствует действительности. Мы все видели, как подстроено, как, кто, что говорил, кричал, бил. Журналисты, которые беспорядочно врут, должны нести такую же ответственность, как врачи, которые выносят неправильный вердикт о заболевании».
 
Министерство информации, в случае нарушения прописных истин, вправе вынести той или иной редакции предупреждение. Но даже такую меру некоторые международные наблюдатели подвергали критике
 
Юрий Царик, заместитель начальника управления по электронным СМИ Министерства информации Беларуси: «Министерство за счет этих предупреждений, позволяет компенсировать непрофессионализм СМИ. Закрыть издание может только суд».
 
Совсем другое дело Интернет. Глобальная сеть живет не по правилам. Законы ей не писаны и вряд ли кому-то удастся упорядочить виртуальный мир. В итоге 19 декабря десятки сайтов, в том числе зарубежных проявили небывалый интерес к белорусским событиям. Через сеть агитаторы не только призывали людей на площадь, но и пытались координировать процесс. Вот некоторые выдержки с одного из сайтов.
 
Сценария действий пока нет, но это пока и не важно. Все организационные вопросы можно будет решить позже. Из опыта – сначала нужно собрать критическую массу. После разбить на колоны. Назначить старших по направлениям. Пусть идут на резиденцию. Это цель главная.
 
Штурмуют двери дома правительства. Правильный психологический шаг. Там ЦИК, потом нужен телецентр. Штурм – это не криминальное преступление.
 
Просьба – нужно делать хорошие нарезки видео этих побоищ. Нужны хорошие англоязычные переводы в ленте комментариев. Берите их и распространяйте в социальные сети. Нужны люди. Нужен информационный всплеск.
 
Промежуточные итоги, которые надо будет тщательно проанализировать, облечь в соответствующую информационную оболочку и выставить в лицо «европейским партнерам». Теперь нужно сделать самую малость – несколько мощных информационных продуктов (русскоязычных, англоязычных).
 
Юрий Зиссер, генеральный директор белорусского интернет-портала: «Интернет – еще один технический инструмент. Интернет тигр не чета реальному. Положа руку на сердце, лучше пускай пишут, чем громят. Это вредное занятие».
 
События в Москве, когда во время разборок на манежной площади пострадали мирные люди, показали, что Интернет способен собрать и спровоцировать серьезные беспорядки в любых масштабах. В начале недели в Москве вопросу информационной безопасности было посвящено заседание экспертов ОДКБ. Стороны договорились выработать единую политику в борьбе с информационным оружием. К слову, независимые эксперты полагают, что среди зачинщиков беспорядков в Минске были и российские пользователи Интернета, так называемые оппоненты действующей власти. Не исключено, что они работают в интересах тех, кто не заинтересован в Беларуси, как в самостоятельном партнере и выступают против равноправных уважительных отношений между Минском и Москвой. То, что в России такие силы есть, некоторые аналитики не исключают.
 
Андрей Дуда, доцент кафедры политологии Национального университета «Киева-Могилянская академия»: «Я не исключаю, что ситуация на «Майдане» в Беларуси очень даже могла бы поддерживаться, в том числе и Россией. Почерк, в принципе, есть. Россия неоднократно использовала общественные движения для лоббирования своих интересов».
 
После выборов президента Беларуси прошла неделя. Объявлены окончательные итоги. Для мирового телевидения выборы уже тема уходящая. Отдельные всплески еще доносятся, но ни внятного анализа, ни содержательной дискуссии, ни элементарного уважения чужого мнения там нет. Самое печальное состоит в том, что никто из западных телевещателей так и не сказал главного, а именно, что белорусский народ отдал 80 % за Лукашенко и тем самым сказал – мы не хотим революций, мы не хотим площадей, мы не хотим новоявленных лидеров. На Западе это не услышали потому, что не хотели слышать в принципе. Очень жаль. Значит, каким-то силам по-прежнему необходимы политические бури вокруг Беларуси.

Подписывайтесь на нас в Telegram