Культурным событием недели стал, конечно же, фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» Это весьма известный в Европе музыкальный форум. И отрадно, что в этом году концерты прошли в Минске. Правда, еще и в Могилеве, и в Гомеле. К тому же телевизионную верс
Одним взмахом

Культурным событием недели стал, конечно же, фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» Это весьма известный в Европе музыкальный форум. И отрадно, что в этом году концерты прошли в Минске. Правда, еще и в Могилеве, и в Гомеле. К тому же телевизионную версию увидят только зрители ОНТ. Наш канал, совместно с министерством культуры входит в число организаторов фестиваля.

 

Сейчас он играет без оркестра. Скоро в Париж на занятия. Уже год Иван Каризна покоряет Елисейские поля. Студенческий билет белоруса за первым номером старейшей консерватории Франции, а в графе «гастроли» – Россия, Бельгия, Нидерланды, Литва. Дважды, по приглашению Владимира Спивакова, ездил в эльзасский город Кольмар на созвучный с нынешним минским фестиваль.

 

Иван Каризна, стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова: «Всегда, когда у тебя появляется что-нибудь настоящее, то начинается другая жизнь. Благодаря фонду и благодаря Владимиру Спивакову есть у меня этот инструмент – виолончель французского мастера Бернардель, XIX века. Оценочную стоимость называть не буду»/

 

Возвращение Каризны на Родину – под дирижёрскую палочку. У Владимира Спивакова это тоже подарок легендарного Леонарда Бернстайна. Маэстро и его инструмент тридцать лет вместе. Под её взмахом рождались «Виртуозы Москвы» – один из лучших камерных коллективов планеты.

 

Юрий Гильдюк, художественный руководитель Белгосфилармонии: «Если просто ничего не говорить, ничего не рекламировать, а просто: «к нам едет Владимир Спиваков» – за билеты можно не беспокоиться».

 

Действительно, на первый фестиваль достать их было из области фантастики. Билеты на тоже открытие раскупили ещё до появления в кассах. Вернее, туда они так и не поступили. За шесть часов «зрительский смерч» пронёсся во Всемирной сети. Заказы по Интернету – абсолютный рекорд. Причём, бронировала места не только белорусская публика, но и поклонники из Западной Европы.

 

В Большом зале филармонии почти семьсот мест. Меломанов же в стране куда больше. Благодаря этой машине побывать на фестивале смогут миллионы. Передвижная телевизионная станция фиксирует все мгновения, а смотрим на Владимира Спивакова и его гостей глазами Ирины Томашевской – режиссёра музыкального проекта ОНТ и выбирает, каким способом донести до зрителя не только действие, но и атмосферу: показать лицо крупным планом или сцену общим. «Владимир Спиваков приглашает…» – уже бренд. Фестиваль под этим названием в России знают более десяти лет. Приезжают на него Фани Ардан, Пласидо Доминго. И, впервые, праздник от «маэстро-праздника», как нередко называют Спивакова, пришёл в Беларусь. Следом у организаторов появилась идея. Почему бы не сделать его поочерёдным: год в Москве, год в Минске. Афиши и так не повторяются.

 

Тадеуш Стружецкий, заместитель министра культуры Беларуси: «Штогод праводіцца звыш пяцідзесяці міжнародных, рэспубліканскіх і рэгіянальных фестываляў, а на пытанне – «Многа ці мала?», – складана адказаць. Калі спаслацца на вопыт Польшчы, Германіі, Францыі, то гэта не так многа».

 

Но и здесь не обошлось без жареного. Как только «Владимир Спиваков приглашает…» прозвучало, в кулуарах заговорили о конфликте двух музыкальных проектов. И двух маэстро. Мол, зачем стране форум-дублёр. Есть же фестиваль Башмета пятилетней выдержки.

 

Ростислав Кример, художественный руководитель Международного фестиваля Юрия Башмета: «Как может быть конфликт между Толстым и Достоевским? Это разные музыканты, это интересно. И то, и другое. Чем больше хороших фестивалей будет в нашей стране, тем будет лучше. И, в принципе, приезд Владимира Спивакова в Беларусь – это огромное событие».

 

А ещё маэстро пригласил не менее выдающегося музыканта Дениса Мацуева. «Король фортепиано» заскочил в Минск всего на сутки. Плотный график: кстати, из-за него переговоры о фестивале и затянулись на целый год. Гастроли того же Гиоры Файдмана – аргентинского кларнетиста и автора музыки к культовой ленте «Список Шиндлера» – расписаны уже на несколько лет вперед, а ещё в списке швед Роберт Уэллс – старый знакомый, по участию в проекте ОНТ группе «3 + 2» и человек-оркестр из Германии Аркадий Берин.

 

Тадеуш Стружецкий, заместитель министра культуры Беларуси: «Усяго прыкладна пятая частка фінансавання гэтага фестывалю за кошт бюджэтных сродкаў. Асноўная частка была выдзелена нашымі спонсарамі: банкамі і іншымі арганізацыямі. Гэта таксама вельмі важны фактар».

 

Владимир Спиваков, народный артист СССР: «К сожалению, у меня всего десять пальцев, фантана нефти нет, никакого бизнеса. Я, вообще, не понимаю в этом ничего. Людей, которые помогают, не так уж и много. Закон не работает о меценатстве. Если в Беларуси, а мне сказали, намечается такой закон создадут, я только это могу приветствовать с открытым сердцем, с открытой душой. Это очень нужно».

 

Как нужно искусство и провинции. Фестивали – это не только лучший по акустике в стране Большой зал столичной филармонии, но и концерты в областных центрах – Гомеле и Могилёве. В нынешний понедельник фестиваль завершается. Но впереди ещё одна встреча с маэстро и его гостями. «Владимир Спиваков приглашает…» в эфире ОНТ с 13 декабря. 

Подписывайтесь на нас в Telegram