8 ноября не стало народного художника СССР, Героя Беларуси Михаила Савицкого. Его работы о войне, такие как «Голгофа 20 века», «Партизанская мадонна», знала вся страна. А потому неудивительно, что в среду люди часами стояли в очереди к Дому офицеров, чтоб
Главная тема
8 ноября не стало народного художника СССР, Героя Беларуси Михаила Савицкого. Его работы о войне, такие как «Голгофа 20 века», «Партизанская мадонна», знала вся страна. А потому неудивительно, что в среду люди часами стояли в очереди к Дому офицеров, чтобы попрощаться с художником.
 
Собирать яблоки в своём саду Михаил Савицкий не доверял никому. Но в этом году, когда отец лежал в больнице, Андрей Михайлович – сын Михаила Савицкого – пару яблочек оставил. Был уверен, Михаил Андреевич сорвёт их сам, когда выздоровеет. Такое отношение, когда всё только сам, было у художника не только к саду, но прежде всего и к работе. Даже в свои последние мгновения он произнес: «пойду работать».
 
От «социалистического реализма» к «суровому стилю» художник шёл десять лет. От «официального оптимизма» к «человеческой драме» в искусстве. Наступили шестидесятые. Солженицын пишет «Один день из жизни Ивана Денисовича», Савицкий – «Партизанскую мадонну». И это в стране, где религия – опиум для народа. Нонсенс. Но, полотно покупает всесоюзная Третьяковская галерея. И к художнику из Белоруссии приходит Всесоюзная слава.
 
Борис Крепак, заслуженный деятель искусств Беларуси: «Это было начало. Начало того, к чему он в конце жизни пришёл. К Библии. Мне так кажется. Он действительно был гуманист в искусстве. Чтобы он не писал: трагедию лагерей, трагедию Чернобыля и т.д. Он считал, что свет победит тьму».
 
Учиться «на художника» – школьная мечта. Довоенная. Рядом с родной деревней Звенячи – Витебск. В конце тридцатых там не говорят, но помнят о Шагале, Малевиче. Преподаёт в техникуме знаменитый в те годы художник Иван Ахремчик. Но Савицкого призывают в Красную Армию. Через год, неожиданно, на фронт.
 
Андрей Савицкий, сын Михаила Савицкого: «Выжить 240 дней обороны Севастополя. Потом – четыре года лагерей, сопротивления, четыре смертных приговора – это немало».
 
Он мог умереть ещё в апреле 1945 года. За организацию побега из концлагеря Дахау. До этого был Бухенвальд. Приговор – три недели голода в тифозном бараке. Спасли союзники. Вылечили – советские врачи. И вновь признали военнообязанным. Позже Савицкий скажет: «в художники я пришёл через Дантовы круги ада». А потому никто не писал войну так правдиво как он.
 
Андрей Савицкий, сын Михаила Савицкого: «Разговорить его насчёт войны было практически невозможно. Если вспоминал, то какие-то анекдотические случаи. Он, например, украл несколько банок немецкой тушёнки из немецких же окопов».
 
Это тоже был приговор, уже 1947 года. От Валентина Волкова – главного в приёмной комиссии Минского художественного училища. Виктор Громыко – одногруппник Савицкого – вспоминает: на вступительном испытании Михаил Андреевич так старался, исправлял, что протёр дырку в экзаменационном листе. Тем не менее, преподаватели всё же рассмотрели в ней перспективу.
 
Виктор Громыко, народный художник Беларуси: «Михаил Андреевич шёл по дисциплинам довольно устойчиво, цепляясь, навёрстывая. И только его невероятное дарование, невероятной силы характер, позволили ему окончить училище с отличием».
 
Затем был легендарный Суриковский институт. Где в общежитии он делил комнату, а на занятиях мольберт с тем самым Таиром Салаховым. Нынешним вице-президентом Российской Академии художеств, напарником Ильи Глазунова. После шести лет учебы, Михаил Савицкий вернулся в Беларусь.
 
Борис Крепак, заслуженный деятель искусств Беларуси: «Он мог остаться в Москве. И его оставляли там. Да, он был сложный, очень, и даже в чём-то противоречивый художник».
 
Андрей Савицкий, сын Михаила Савицкого: «Строптивый, жёсткий, требовательный и с другой стороны – сочувствующий и очень добрый человек».
 
Савицкого нередко критиковали. Мол, колхозники у Вас «не те». Не типичные для «кипучей» действительности. Говорили: «своими Мадоннами Вы разлагаете зрителя». Подумать только, сравнил советскую женщину с Богоматерью! А в своей «Лениниане» – исказил образ Революции!
 
Георгий Поплавский, народный художник Беларуси: «Конечно, в своё время получал много тумаков. Но я скажу, что его работы никогда не снимали с выставок. Никогда. Власти его баловали, но баловали за дело. Не по пустякам».
 
За биографический цикл «Цифры на сердце». Народный художник СССР Савицкий вообще имел много званий и наград – лауреат госпремий СССР и БССР, первый кавалер ордена Франциска Скорины, Герой Беларуси. Завистники говорили: конечно, он всю жизнь работал над темой номер один в стране. И поэтому – был первым номером в искусстве.
 
Одно из последних интервью Михаила Андреевича – телеканалу ОНТ. За спиной мастера – грандиозное полотно. Обычно, на картину у него уходил месяц, не более. А здесь – три года работы. В ту встречу, Савицкий также признался: «Хочу создать живописный эпос о белорусской государственности. Силы – найду».
 

Обширный инсульт – и 8 ноября его не стало. А 10 ноября сказать «прощай» Савицкому люди шли три часа. Родные, земляки из-под Толочина, коллеги. Друзей, как оказалось, у него не было. Так всю жизнь хотел сам Михаил Андреевич: чтобы никто не мешал главному – работе.

Подписывайтесь на нас в Telegram