По горящим следам

На уходящей неделе было принято решение о завершении миссии сводного отряда МЧС Беларуси в Рязанской и Тамбовской областях. Напомню, что наши спасатели почти две недели тушили в России лесные и торфяные пожары. И вот, в среду, в Беларусь вернулся наш верт
По горящим следам
На уходящей неделе было принято решение о завершении миссии сводного отряда МЧС Беларуси в Рязанской и Тамбовской областях. Напомню, что наши спасатели почти две недели тушили в России лесные и торфяные пожары. И вот, в среду, в Беларусь вернулся наш вертолет, а в пятницу – механизированный отряд. Все это время в лесах со спасателями провел наш специальный корреспондент Константин Глубокий.
 
Лето 2010 года в России выдалось рекордно жарким, загорелись леса и залежи торфа в средней полосе страны, в Поволжье, на Дальнем Востоке и в других регионах. Среди наиболее пострадавших – Нижегородская, Московская, Рязанская и Воронежская области. В одиночку Россия справиться с этим бедствием не смогла бы, поэтому решение о помощи приняли 12 стран.
 
Одной из первых крупную группировку сил и средств на помощь россиянам по решению Президента Лукашенко направила Беларусь. 150 человека, 24 аварийно-спасательные машины и вертолет МИ-8 почти две недели боролись со стихией на территории Рязанской и Тамбовской областей. За это время потушен 171 пожар на общей площади 188 гектаров, 8 российских деревень уцелели только благодаря белорусам. Однако больше всего россияне ждали атлантический циклон. И, буквально на этой неделе, после двух месяцев аномальной жары в регион пришли дожди. В некогда самом пожароопасном Рязанском регионе очаги возгорания сейчас единичны. С таким объёмом, говорят российские брандмейстеры, можно справиться и собственными силами. Иностранная зарубежная помощь была существенной подмогой пару недель назад. Лесные пожары унесли жизни 50 человек, почти 3 тысячи остались без крова. Огонь превратил в пепел около 1 700 домов. Что удивительно, так много рассуждавшая о помощи, власть запуталась в собственных обещаниях. Оказывается, далеко не все жертвы российских лесных пожаров могут получить денежную компенсацию взамен утерянного жилья. Погорельцы надеялись на помощь, а столкнулись с бюрократическими препонами. Остаться без жилья и без надежды на поддержку, о которой так много говорят на главных телеканалах, в российских регионах рискуют очень многие. Государство, не сумевшее предотвратить эту беду, для оказания помощи людям выделило всего 5 миллиардов российских рублей, но даже эти деньги зачастую проходят мимо погорельцев. Ранее правительство заверило всех пострадавших от природных пожаров, что выплатит им по 200 тысяч российских рублей – на наши это 20 миллионов. Родственники погибших должны получить по одному миллиону рублей компенсации. Однако погорельцы остались без компенсаций, и если бы не «Горячая линия» вряд ли бы кто об этом узнал. А вот вопрос о денежной помощи жертвам травяных пожаров возник лишь сейчас. Хотя, проблема-то давняя. Видимо, в понимании большинства чиновников горящие леса не могли воспламенить траву и послужить причиной пожара в населенном пункте.
 
Пост-пожарная суета коснулась и оформления документов, подтверждающих право собственности граждан. Например, не имеющим регистрацию дачникам не выделяют вообще ничего. Компенсации лишили и тех людей, кто живет в гражданском браке, хотя по Гражданскому кодексу Российской федерации они имеют равные права на имущество с законными мужьями и женами. До абсурда дошло в одной из деревень Рязанской области: женщине отказали в компенсации за погибшую мать. Местные власти объяснили свой отказ тем, что дом жительницы Рязанской области сгорел за два дня до того, как этот район был официально признан пожароопасным.
 
В отличие от госслужащих, простые россияне оказались куда отзывчивей. Количество желающих помочь пострадавшим одеждой, предметами обихода, деньгами или жильем – очень много. Некоторые готовы принять к себе детей на время, пока будет восстанавливаться сгоревшее жилье, другие и вовсе готовы предоставить свою жилплощадь. Утраченное жилье власти обещали восстановить до начала зимы. Однако, работы на многих стройплощадках застыли на уровне фундамента. То ли с материалом запаздывают, то ли подрядчик попался безответственный. А местные газеты и телевидение, тем временем, докладывают обстановку со строительных площадок в другом, более ярком свете, как и в целом новости с огневых рубежей. Кто тушил и как тушил – даже эта информация поддается политической цензуре. «Олег Ковалев особо отметил работу пожарных десантников, авиации из Азербайджана, вертолетов из Турции, пожарных из Польши, украинских спасателей» – конец цитаты, и всё. Правда, на церемонии награждения наших бойцов перед отправкой их на родину губернатор Рязанской области был более корректным и даже лично пожал руку каждому белорусскому спасателю и наградил медалью МЧС России. Руководство Российской Федерации также поблагодарило нашу команду за помощь.
 
Кроме штатских в белорусской и российской униформе, здесь на центральной площади города Спас-Клепики, собрались и местные жители. Они были ближе всего к беде. Два дня в пути и все белорусские спасатели дома. После непродолжительного отдыха они заступят на боевое дежурство на родине. В семи районах Беларуси, по-прежнему, сохраняется высокий уровень пожароопасности.
 
 

Подписывайтесь на нас в Telegram