Историю 16-летнего подростка, которого нашли повешенным ещё в конце августа, не разглашал Следственный комитет. И только сейчас стало известно: мальчик придерживался нетрадиционных религиозных убеждений. Да и погиб он в здании молитвенного дома Свидетелей Иеговы. Есть ли связь – установит, конечно, следствие. Сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
Классный руководитель Саши до сих пор не может оправиться от страшной новости: подростка больше нет и он, кажется, повесился… Она может говорить об ученике долго, но не может его показать. Сашиного фото нет ни в одном школьном альбоме. Фотографироваться ему вроде как было нельзя...
Алла Селюжицкая, учитель СШ №11 г. Речицы: «Мать Саши сразу же, как только привела его в школу, сказала нам, что они являются адептами религиозной общины Свидетели Иеговы. Меня это немножко насторожило – я настороженно ко всем общинам отношусь. Но поскольку в поведении Саши это не проявлялось, он никогда на эту тему с одноклассниками не говорил и не пытался их привлечь, в общем-то никакой другой реакции больше не было».
Как ни странно, в таком маленьком городке как Речица о случившемся узнали не сразу, хотя то, что и сам мальчик и его близкие придерживаются нетрадиционных для этого населённого пункта религиозных убеждений – для соседей не новость. Они-то потом и расскажут: Саша пошёл в молитвенный дом Свидетелей Иеговы – буквально через дорогу от его собственного – навести порядок. Через несколько часов отчим попытался открыть эту самую дверь и не смог. Спустя время внутри нашли повешенного 16-летнего парня… с предсмертной запиской.
Нина Волошина, соседка: «Я днём его видела, здоровалась с ним, он был такой весёлый, сказал “Здравствуйте, тёть Нина” и пошёл…»
Гитана Евдокимова, соседка: «Приехала милиция, вышли из хаты и стали разговаривать, что была записка, мальчик написал своей рукой, что очень грешный был и повесился».
Делать выводы будут следователи. И всё же не связать гибель Саши с его убеждениями в округе, кажется, не могут. К слову, следов насилия на теле мальчика не обнаружили.
Максим Коленчук, старший следователь Следственного комитета Беларуси по Гомельской области: «Проверяется информация о наличии в действиях родственников, а также лиц, с которыми общался погибший, наличия признаков состава преступления, предусмотренного статьями 145, 146 Уголовного кодекса Республики Беларусь, то есть это склонение к самоубийству и доведение до самоубийства».
Так кто такие Свидетели Иеговы? Прежде всего, официально зарегистрированная в нашей стране религиозная организация. Самому течению примерно 200 лет, но в Беларуси оно распространилось с середины 1990-х. Адепты религии не служат в армии, не участвуют в выборах, отказываются от переливания крови, а ещё верят в скорый конец света. Который вроде как должен был случится уже не однажды… Но по каким-то причинам высшие силы его перенесли, но не отменили. Ежегодно в Минске проходят конгрессы, на которых собираются до десяти тысяч человек! Свидетели Иеговы активно приглашают белорусов в свои ряды… именно за спасением.
Он не Свидетель Иеговы, но всю литературу о лучшей жизни перечитал вдоль и поперёк. Когда пытался понять, что же так увлекло супругу. Два года назад семья минского таксиста распалась и он глубоко убеждён, что всё пошло под откос, когда супруга обратилась в нетрадиционную веру, а сам он нет…
Михаил Ракович: «В первую очередь она смотрит на людей, как будто они все от сатаны, она не воспринимает их как обычных людей, они все враги. И если этот враг не пришёл в эту организацию, то он остаётся врагом навсегда. Они именно так воспринимают, и это было чётко по супруге видно».
Михаил считает всех, в чьих семьях есть Свидетель Иеговы, пострадавшими и ищет таких, как сам. Уверен: организация нарушает закон. И тем, что раздаёт на улицах свою литературу – а это действительно запрещено, и тем, что на закрытые собрания допускают детей…
В Беларуси, по разным оценкам, от 3 до 5 тысяч Свидетелей Иеговы. Уполномоченный по делам религий и национальностей признаёт: на слишком активных – иногда до навязчивости – верующих этой организации белорусы жалуются чаще, чем на другие. Нарушения есть: запрещённая литература (в ней эта религия жёстко противопоставляется другим), её раздача не в специально отведённых местах… Но глобальной проблемы вроде как нет. И всё же об опасности, но, конечно, только потенциальной говорят религиоведы. Мол, не каждая психика выдержит пресс апокалиптического движения.
Андрей Данилов, заведующий кафедрой религиоведения Института теологии Белгосунивеситета: «На самом деле не объясняют людям, которые только вступают в это религиозное движение то, что не все члены этого движения – как бы они прекрасно не соблюдали нормы – обретут жизнь на небесах. Свидетели Иеговы учат, что спасение обретет только 144 тысячи избранных. Люди впадают в депрессивное состояние, когда понимают, что спасение – это не для них, никакой вечной жизни они не наследуют, потому что не могут жить по этим правилам».
Так мог ли 16-тилетний подросток вдруг осознать, что не соответствует высоким моральным идеалам? Вопрос пока без ответа. Хотя в самой общине даже возможность такой связи напрочь отрицают.
Как ни крути, слова «нетрадиционная вера» всегда настораживают. С другой стороны, это ведь не значит, что каждый с убеждениями, отличающимися от общепризнанных, потенциальный изгой или хуже того – смертник. Ясно одно: слишком много людей ждёт результатов расследования речицкого дела.
Подписывайтесь на нас в Telegram