Финансово-экономическая ситуация в Украине, увы, остаётся крайне нестабильной. Гривна достигла очередного исторического минимума по отношению к доллару и евро.
Согласно официальному курсу, сейчас доллар – это почти 13 гривен, а евро – почти 16. Падение за год – около 50%. Однако в Международном валютном фонде считают, что это ещё не даёт оснований для паники. И здесь важно, что страны-партнёры Украины чётко выполняют свои обязательства. В их числе и Беларусь. С 19 августа, после двусторонних переговоров, Минск и Киев сняли все ограничения во взаимной торговле. Как выживает экономика Украины и на что рассчитывает?
Гривна – главная героиня новостей последних недель в Украине. О её дальнейшей судьбе спорят в экспертных кругах и судачат на лавочках. Украинская гривна в этом году уже поставила мировой рекорд с приставкой «анти». Девальвация – на 65%. И гривна продолжает чуть ли не ежедневно обновлять свои исторические, или как горько шутят в Украине, «истерические» минимумы.
Своё падение (с восьми гривен за 1 доллар США) украинская валюта начала в январе 2014 года. Ситуацию объясняли политическим кризисом. Мало что изменилось к началу осени. Сейчас курс на межбанковском валютном рынке уже перевалил за отметку 13,5 гривен за 1 доллар. 9 сентября Национальный банк Украины объявил, что отпускает украинскую валюту в «свободное плаванье», то есть отказывается от искусственной поддержки обменного курса. На финансовом рынке тут же заговорили о худшем.
Александр Охрименко, директор Украинского аналитического центра: «Это не плавающий курс, плавающий курс был в Украине в предыдущие годы, когда изменялся на 3-4% за год. Вот это плавающий курс. То, что сейчас, – просто обвал гривны!»
Сегодня купить даже 100 долларов по заявленному курсу – сверхсложная задача. Валюты в украинских обменниках нет. Зато активно заработал «теневой рынок». Валютчики предлагают хоть миллион долларов, но на 10% дороже. Им же можно и продать доллары, также по более интересному курсу, чем банку.
Александр Охрименко, директор Украинского аналитического центра: «Вот и считайте, если за день оборот у некоторых дельцов миллион долларов. Но это немного, а если миллиард? Сейчас хорошо живут только валютные спекулянты. Действительно вот этот сегмент рынка зарабатывает. В отличие от кредитования и других видов услуг – они всё теряют».
Валюта продолжает «убегать» из Украины. Из-за конфликта на востоке страны многие предприятия обанкротились и не в состоянии вернуть взятые кредиты. А вкладчики только за май-июнь сняли со счетов более 2 миллиардов долларов. Чтобы выровнять ситуацию с оттоком средств, сейчас украинские банки снова, как и в январе этого года, ввели ограничения на возврат депозитов – гривневых и валютных. Но это только подогрело панику среди вкладчиков.
Галина Георгиевна, как и другие пострадавшие от кризиса, уже два месяца ходит митинговать к зданию Национального банка в Киеве в надежде, что ей вернут вклад в 16 тысяч долларов. Но пока руководство крупного украинского банка, где лежат деньги пенсионерки, щедро раздает лишь обещания.
Галина Ярема, клиент «VAB Банка», (г. Киев): «Звоню каждый день, хожу каждый день в своё отделение – ни гривен, ни долларов нет. Вот так говорят. Ну, я по здоровью даже не могу бегать каждый раз. Надо ж ещё какое-то достоинство иметь. Это ж мои деньги».
И градус недовольства всё выше. Из-за девальвации гривны с августа по сентябрь средние розничные цены на автомобильное топливо увеличились в среднем на 9-11%. За 1 литр 92-го бензина нужно выложить почти 17 гривен – это больше, чем 1 доллар. Эксперты признают – рекомендации Международного валютного фонда Украине оказались не настолько эффективными. «Экономического чуда» не случилось. Всего Украина должна получить из Фонда 17 миллиардов долларов на реформы в экономике. Киеву уже перечислено более 4,5 миллиардов. Но миссия МВФ встревожена ситуацией в банковском секторе Украины. Возможно, после выборов в Верховную Раду 26 октября обстановка на рынках станет спокойнее, считают эксперты.
Андрей Блинов, экономический и финансовый эксперт (г. Киев): «В принципе, задача одна: дотянуть до парламентских выборов. А там, по большому счёту, всё равно будет кадровое переформирование, возможно, будут новые реалии. Ну и плюс, если перемирие будет длиться достаточно долго, ведь сегодня ожидания, что оно долго не продлится, это закладывается в обменный курс. То есть если будут видеть, что ситуация ухудшается не так быстро, как многие ожидают, то будет снятие давления на рынки и спрос на валюту может упасть».
С начала силовой операции на востоке страны было уничтожено около 600 предприятий. А ещё дома, школы, больницы, дороги, мосты. На их восстановление понадобятся десятки миллиардов долларов. Даже мечтать о повышении зарплат, пенсий и пособий украинцам пока не приходится. Задача для многих на ближайшее время – не остаться бы вовсе без средств к существованию. Некоторые бюджетные предприятия готовятся на 70% сократить своих сотрудников. На этом фоне, в общем, неудивительным выглядит недавний демарш министра экономики Украины. Павел Шеремета, пришедший в правительство с Майдана, уже в конце августа написал заявление о своей отставке. Ушёл без объяснения причин. Лишь на страничке в соцсети оставил заметку, мол, устал бороться с системой. С августа Минэкономразвития и торговли Украины – без министра. Тот редкий случай, когда свято место бывает пусто.
По данным экономистов, тяжёлая промышленность Украины, которая в основном сконцентрирована в восточных регионах, сейчас терпит колоссальные убытки. Что и говорить, уголь в Украине стал дефицитом. В 70-ти из 98-ми добывающих шахт на Донбассе работы остановлены, многие из них полностью разрушены и восстановлению не подлежат. Власти Украины будут закупать уголь в Бразилии и ЮАР. Запасов природного газа, чтобы перезимовать, хватит лишь с большой натяжкой. В июне, так и не договорившись с украинскими партнёрами о цене и погашении старых долгов, Россия полностью прекратила поставки газа в Украину. Нового контракта нет, а на носу – холода. И зима грозит стать серьёзным испытанием для наших южных соседей.
Валерий Боровик, председатель правления альянса «Новая энергия Украины»: «По нашим оценкам, около 50 миллионов кубометров в сутки есть недостача природного газа на осенне-зимний период. И это будет мешать нормальному функционированию энергетических и промышленных объектов».
Холодно, но, возможно, хотя бы не голодно. Большие надежды в Украине связывают с хорошим урожаем. Несмотря на потери, валовый сбор зерновых – на прошлогоднем уровне. К слову, в разгар уборочной кампании Президент Беларуси лично пообещал главе украинского государства в полном объёме продолжать поставки белорусского топлива для украинских аграриев. Несмотря на то что наши нефтеперерабатывающие заводы в это время становились на плановый ремонт. Обещание сдержали. Более того, снова повысился спрос Украины на азотно-фосфорно-калийные удобрения Гомельского химзавода. В прежние годы белорусское предприятие поставляло в соседнюю страну более половины своего экспорта. Но и сейчас, несмотря на кризис в Украине, сотрудничество продолжается.
Дмитрий Черняков, директор Гомельского химического завода: «По последнему месяцу работы видно, что мы уже практически вышли на прежние объёмы. И в планах, конечно же, восстановить полностью поставки в тех объёмах, которые были в прошлые годы, а может, даже и увеличить их в перспективе.
Украина – ближайший наш, территориально даже, ближайший сосед. Естественно, доставка для нас очень выгодна, потому что граница рядом. Поэтому мы всегда работали с украинскими партнёрами на достаточно выгодных условиях, и ещё раз повторю, более 50% всего экспорта приходится на Украину».
В разгар лета некоторые издания запестрели заголовками о якобы новой торговой войне между Беларусью и Украиной. Ведь за последние годы были и пивные, и спичечные, и кондитерские торговые войны. Поводом для нового противостояния стало введение Киевом заградительных пошлин на некоторые белорусские товары. Украинцы заявляли, что несут убытки в связи с действием в Беларуси норм по лицензированию определённых позиций из стран-не-членов Таможенного союза. И тут же на уровне правительств начались консультации. Взаимные барьеры были синхронно сняты. 19 августа страны вернулись к зоне свободной торговли. И сегодня белорусская сторона демонстрирует – нет споров, которые нельзя было бы не решить за столом переговоров.
Валентин Величко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Украине: «Если не будет экономики, никакие эмоции, никакие сверхмудрые вещи не помогут. Остаться может только символика. А сегодня нужно думать, как экономику укрепить, как совместные производства развивать, где торговать, как реализовывать, вот что».
Украина – в крайне тяжёлом положении. До предела накалены её отношения с Россией. Вступил в силу закон о санкциях Украины против России. И вероятно, последуют ответные меры. Но между Минском и Киевом ни политическое, ни экономическое сотрудничество не прервано. Работают девять совместных сборочных производств. На территории Украины собирают тракторы, зерноуборочные комбайны, лифты. В Беларуси – современные версии известных вертолётов МИ-8, вагоны, погрузчики и другое оборудование. Наша страна также готова выдавать кредиты украинским покупателям белорусской техники. Такой финансовый механизм уже заработал. Более того, украинские эксперты говорят о том, что именно Беларусь, кроме переговорной площадки, станет ещё и важным экономическим мостом.
Андрей Блинов, экономический и финансовый эксперт (г. Киев): «Если посмотреть торговлю с Россией и Казахстаном, то у нас происходит падение как по импорту, так и по экспорту. С Казахстаном вдвое, потому что нет общей границы – это транзит. С Беларусью – да, у нас падает экспорт, но не очень сильно. Но самое интересное, что у нас на 14% вырос импорт из вашей страны. Беларусь является важнейшим поставщиком нефтепродуктов с Мозырского завода, Беларусь продолжает поставлять продукты. Мне кажется, что Украина, если опять же немножко сменится политический режим и к власти придут большие прагматики, будет вести диалог больше не с Москвой, а с Астаной и Минском, налегая на то, что есть взаимные интересы сторон.
Это сфера приграничной торговли, возможно, что-то связанное с ЕС. Но, безусловно, и Киев, и Минск будут пытаться использовать то, что Беларусь – член ТС, а Украина является ассоциированным членом с ЕС, вот мы готовимся ратифицировать Ассоциацию.
У Украины с Беларусью нет прямого конфликта, достаточно ровные, хорошие отношения лидеров государств. Плюс мы члены зоны Свободной торговли СНГ. Не исключено, что именно через украино-белорусскую границу будет происходить та самая первая волна стабилизации ситуации в восточной Европе. От этого, безусловно, Беларусь, прежде всего, выигрывает как страна, которая меньше Украины и России. Но и для Украины – это окно возможностей для налаживания отношений со странами СНГ. Так что в принципе, в случае мирного сценария, как раз значительный поток товаров, который шёл через восточную границу с Россией, он будет идти через границу с Республикой Беларусь».
Накануне в Харькове открылось Почётное консульство Беларуси в Украине: уже второе – после Львова. Представительство будет заниматься развитием совместных проектов в экономике, науке, культуре. К слову, в Харькове – самая большая белорусская диаспора – более 100 тысяч этнических белорусов. Между странами – тесные родственные связи. И вовсе не случайно из почти 500 тысяч человек, которые вынуждены были покинуть родные дома в зоне боевых действий, более 25 тысяч украинцев приняла Беларусь.
Сколько времени понадобится Украине, чтобы окончательно выйти из кризиса? – эксперты делают разные прогнозы: 5, а то 10 лет. Это при условии, что жертвы и разрушения будут остановлены и Киев не останется без международной поддержки. В том, чтобы ситуация в стране поскорее нормализовалась, заинтересованы и в Беларуси. И Минск уже демонстрировал это соседям. Сейчас идут приготовления к новым переговорам контактной группы. Вероятно, на следующей неделе встреча пройдёт в Минске. Другого пути, кроме как договариваться, у Киева попросту не существует.
Подписывайтесь на нас в Telegram