Вступил в силу закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Новшества коснулись не только предпринимателей, но и владельцев рынков и торговых центров.
Отныне, именно они будут отвечать за соблюдение продавцами Закона о защите прав потребителей, санитарных, эпидемиологических и противопожарных норм. Всё это сделано для того, чтобы отечественная торговля стала более цивилизованной.
С июля индивидуальные предприниматели, плательщики единого налога обязаны иметь сопроводительные документы на все товары, ввозимые в Беларусь. Остатки, приобретённые до 1 июля можно продавать без документов, но только до 1 марта 2015 года. Новые правила, хотя о них и знали заранее, не всем пришлись по вкусу. Причём в Минске этот переход уже наметился. А вот в регионах ещё немало тех, кто категорически против. Почему?
Для покупателя здесь сейчас настоящая благодать – по-другому и не скажешь. Едва ли не каждый ценник перечеркнут. Скидки на рынках, причём даже без торга – ситуация теперь реальная. Так предприниматели стараются распродать остатки товара, который был ввезён в страну до 1 июля. Ввезён без документов. И это было в последний раз…
Игорь Жамейко, индивидуальный предприниматель: «Мы уже больше, чем полгода, всё это сертифицируем, растамаживаем. На 70%, 100% – почти все документы готовы, просто это тянется – сертификация – очень долго. Месяц-полтора это всё занимает, деньги, время. В принципе, относимся положительно. То есть, я так понимаю, кто честно работает. Есть, конечно, свои нюансы, но они решаемы».
Игорь Жамейко признаёт, какие-то куртки покупателям, правда, придётся подарить. Их опись для налоговой уже составлена. Но всё равно распродать всё до 1 марта вряд ли удастся. Тем более, новый товар уже закуплен. Только на этот раз Игорь приобретал его у официальных продавцов в России, Турции и на частных оптовых базах в Беларуси. Дело в том, что там на товар дают и накладные, и чеки о покупке. Понятно, всё это предпринимателю обходится дороже, чем тогда, когда купить и привезти в страну можно было любую одежду и обувь без всяких бумаг. А после прибавить к копеечной стоимости такого товара ещё как минимум 2 цены.
Игорь Жамейко, индивидуальный предприниматель: «Ну, мы всегда работаем по минимальному проценту – 30%, это нормально. Раньше было 100-200% накрутка, сейчас всё должно быть реально».
Михаил Расолько, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Беларуси: «13 лет уже действовала эта норма, которая позволяла ИП осуществлять торговлю без документов. Все эти 13 лет мы обращали внимание, давайте перестраиваться, нужно работать с легальными поставщиками, которые дают все документы, сертификаты. И каждый раз, когда вопрос вставал об отмене этой нормы, всегда ИП нам говорили – дайте ещё чуть-чуть, ещё несколько лет».
В Министерстве по налогам и сборам подтверждают – никаких отсрочек больше не будет. Все остальные субъекты хозяйствования, кроме «единщиков» – так здесь называют плательщиков единого налога, уже давно работают в цивилизованных рамках. Товар же, который по большей части ввозился в страну контрабандой, с которого не уплачивались налоги и таможенные платежи, ставил в невыгодные условия, прежде всего, белорусские предприятия. Поэтому в министерстве искренне не понимают, в чём сложность для предпринимателей работать легально?
Михаил Расолько, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Беларуси: «Когда наши ИП говорят о том, что в РФ у продавца нет ни товарных накладных, ни сертификатов, ни кассового аппарата, возникает вопрос – насколько легально осуществляет деятельность предприниматель, который отпускает товар. И если такие факты есть – надо ли нам такой товар, который там выпускается и продаётся нелегально?»
Кто-то новые условия работы принял и смирился, кто-то уверен – с рынка ему придётся уйти. Не устраивают новые требования к заполнению бирок. Цены на сертификацию и необходимость искать поставщиков с документами. Для совсем мелких предпринимателей, которые покупают по 2-3 единицы товара – оплата сертификации делает сам процесс работы убыточным. Более крупные, работающие с одними и теми же поставщиками и составами ткани, просто отбирают из партии несколько единиц, отдают на экспертизу, и готовые протоколы, подтверждающие качество, потом действуют на протяжении трёх лет. То есть для них, в общем, получается не так уж и дорого. А вот для мелких ИП, которые везут одежду и обувь по чуть-чуть, отовсюду и без документов – ситуация неприятная. Таких в стране около 49 тысяч.
Однако к июлю этого года индивидуальными предпринимателями было получено всего 379 сертификатов соответствия и чуть больше двух тысяч деклараций. При этом органов по сертификации (26) и испытательных лабораторий (42) в стране достаточно.
Александр Груздов, директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси: «Безусловно, не все предприниматели смогут перестроиться и начать работать по документам. Поэтому та категория предпринимателей, которые не смогут перестроиться и не смогут начать новый бизнес, естественно, им придётся закрываться. Но тот же 222-й указ даёт возможность тем ИП, которые не нашли себя в новых условиях ведения бизнеса, пойти наёмниками и продолжать работать».
222-й указ закрепил за предпринимателями возможность кроме близких родственников иметь трех наёмных работников и снял ограничение на количество торговых объектов. Эти нормы призваны помочь тем, кто работает в сфере производства и услуг. С торговлей всё, как обычно, оказалось сложнее. Не понимают предприниматели, зачем работать по документам, если за 20 лет от аллергии на турецкую кофту так никто и не умер.
Виолетта Брезовская, начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли Беларуси: «У нас никогда не будет так, как в России и Казахстане. Мы создаём свой рынок, мы должны думать о себе сами. У нас есть очень много оптовых организаций, которые готовы работать с ИП – и государственные, и частные, которые со всеми документами предлагают товар. Но здесь вопрос в другом – здесь всё чисто и прозрачно: накладные сертификаты, может быть, предприниматели не хотят легально работать, если честно так порассуждать».
На оптовых базах, а у нас в стране их 34 – жизнь, наконец, забила ключом. В зале «Трикотажторга» – 4,5 тысячи наименований. Кроме продукции 90 белорусских производителей, есть здесь теперь и польские, и турецкие вещи.
Тамара Нараб, заместитель директора ОАО «Трикотажторг»: «Цены складываются, это расходы по таможенным платежам, транспортные и сертификация. Цена увеличивается где-то в 1,6-1,8 раза. То есть, если вы купили кофточку в Польше за 20 долларов, то здесь она стоит 38, максимум 40».
Конечно, здесь всё понимают: продавцу с рынка гораздо выгоднее было самому привезти из Москвы в бауле кофты по 3 доллара, а продать потом за 50, чем сейчас купить здесь на базе за 40 и продать за те же 50. Но зато это легальный товар со всеми документами. Предугадывая ситуацию, ещё накануне «Трикотажторг» и другие оптовики распространили среди предпринимателей тысячи анкет, мол, что же вам привезти и откуда? Ответа не последовало. Но, говорят на базе, работа с частниками всё равно активизировалась.
Тамара Нараб, заместитель директора ОАО «Трикотажторг»: «Если сравнивать период этого года с аналогичным прошлого, то объём таких продаж у нас увеличился на 35%, даже уже за июль по сравнении с июлем прошлого года у нас объёмы эти увеличились почти на 50%. Это уже говорит о многом».
Наталья, индивидуальный предприниматель: «Вы знаете, трудящийся достоин пропитания, тот, кто хочет работать – голодным не останется никогда. По-честному, мне не нужна конкуренция, поэтому звать никого не буду, но с голоду никто не умрёт, работы хватает – предприятия готовы, склады готовы».
Те, кто с белорусскими оптовиками работать не желает, да хотя бы из принципа, столкнулись с проблемой, которую пока не знают, как решить. Они хотят везти товар из России, а документы им там ну никак не дают. А если и дают, то зачастую «липу», рассказывает предприниматель Андрей. Как от этой «липы» застраховаться – непонятно. Отношение к документам в наших странах отличается.
Андрей, индивидуальный предприниматель: «Накладные у них не являются бланками строгой отчётности, они их печатать могут сколько угодно, давать сколько угодно, то есть проверить это просто нереально. Потому что если у нас это бланк строгой отчётности, то они это могут просто напечатать и всё».
Могут печатать и печатают. Причём не только накладные, но и сертификаты. Именно поэтому предпринимателю обязательно нужно иметь ещё и чек о покупке.
Андрей, индивидуальный предприниматель: «Сертификаты один раз пришлось делать свои, потому что по сертификату оказалось, что это запчасти «Хёндай», а не верхняя одежда. У них никто не отвечает за это. Просто умный человек может это всё проверить в реестре, а какая-то бабушка – нет».
Рынки вроде «Люблино» и «Садовод» в Москве сейчас фактически заменяют известный и когда-то вроде бы успешно закрытый «Черкизон». Торгуют здесь, правда, и оптом, и в розницу. И вещами, и документами. Для белорусов и для своих, которые продают белорусам. Самим же продавцам никакие документы, похоже, по-прежнему неинтересны.
Пока отдельные белорусские предприниматели думают, как купить в России и не остаться у разбитого корыта, российские предприниматели едут в Беларусь.
Светлана Шевкова, индивидуальный предприниматель (Россия): «Ассортимент прекрасный, цены ниже, довольно приемлемые – пониже, чем в России. Нам выгодно покупать у вас».
К оптовой базе в Бресте каждый день выстраивается череда автомобилей с российскими номерами. В швейную столицу Беларуси они едут за товаром, который производят около 400 брестских компаний. И только в последнее время, говорят здесь, внимание на своё, отечественное стали обращать и белорусы.
Наталья Скощук, директор торгового центра: «Раньше, конечно, мы были больше настроены на приезжих покупателей с ближнего зарубежья, но сейчас мы много тратим на рекламу, и мы заметили, что большой поток белорусов теперь появился».
Отмечают возросшую активность белорусских предпринимателей и на самих швейных предприятиях. Конкретно это (см. видео) производит одежду для пышнотелых моделей. Лекала и рисунки делают только вручную, но торгуют только оптом.
Юлия Куткович, руководитель швейной фирмы: «И у белорусских предпринимателей участились заявки на нашу продукцию, думаю, с этим связано, потому что наша продукция сертифицирована. Мы имеем готовый сертификат, то есть его не нужно изготавливать человеку, который продаёт одежду маленькими партиями. Он просто получает копию сертификата вместе с партией одежды, которую у нас приобретает».
Кроме торговых центров и магазинов никто не отменял интернет-покупки. Даже наоборот. На неделе Указом Президента норма беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях была увеличена до 200 евро. А общий вес посылок не должен быть больше 31 килограмма.
Да и самих торговых центров в стране с каждым годом становится всё больше. Европейский уровень, большие площади, комфорт для покупателя – адекватная замена рынкам с их палаточными городками. И компании – владельцы мировых модных брендов – это, безусловно, видят. Кто-то активнее, кто-то медленнее, но все они в Беларусь приходят. Вопрос лишь в том, что некоторые всё равно смотрят и уходят. Люди, ведущие с этими компаниями переговоры, не для телекамеры рассказали, в чём на самом деле проблема. И она, вероятно, удивит тех, кто привык к шопингу за границей.
Совсем скоро в Минске откроется вот этот – самый крупный в столице гипермаркет. И именно здесь должен был появиться магазин одного из самых популярных брендов испанской компании Inditex Group. Но на неделе стало известно – решение перенесено на январь. Не придёт пока в Беларусь и ещё один популярный молодёжный бренд. По инсайдерской информации, специалисты компании, изучив наш рынок, решили, что он для них недостаточно ёмкий. Но как? Если та же Литва в разы меньше Беларуси? А зачем нам открывать магазины здесь, если белорусы ездят за нашей одеждой в Вильнюс – сказали они.
А тем временем, легендарный среди белорусских любителей шопинга вильнюсский «Акрополис» продолжает бить рекорды. Даже в будний день его посещают более 40 тысяч покупателей. Рекорд выходных – больше 70 тысяч. Под одной крышей здесь работают около 300 бутиков. Сплошь и рядом известные бренды. Многие из которых, кстати, уже представлены в Беларуси. Но на парковке всё равно старая картина – сотни автомобилей с белорусскими номерами. Не зря все продавцы здесь знают русский.
Фредерикас Янсонас, представитель торгового центра «Акрополис»: «К нам едут, потому что знают – тут есть выбор товаров. Можно сэкономить. И даже если стоят товары одинаково, то можно вернуть Tax Free. Если 5 лет назад ехали, чтобы закупиться, чтобы сильно закупиться, то сейчас, чтобы провести время. Белорусы катаются на льду, играют в боулинг, в кафе, в барах».
Глядя на гуляющих туристов, экономист Янсонас уверен, Литва больше никогда не вернётся к базарам. Ведь на новый уровень теперь ориентируются сами покупатели. Правда, пока и не очень он переживает о возможном прекращении шопинг-паломничества белорусов в Литву. Ведь там, за границей, хорошо понимают – сколько бы Беларусь ни строила торговых центров, но пока сами белорусы не перестроят своё мышление – коэффициент полезного действия стараний белорусского правительства будет снижаться, а бюджет Литвы – расти. Ведь и там так было не всегда. Больше магазинов – выше конкуренция, ниже цены. И магазины эти можно стимулировать прийти в Беларусь. Но эта, казалась бы, непосильная задача, вполне по силам только простому белорусскому покупателю. Тем более что примеры такой перестройки уже появляются: магазины с катками, кинотеатрами, ресторанами… Дело за ассортиментом, адекватными ценами, реальными скидками. И, конечно, культурой обслуживания в широком смысле. Без неё развивать внутренний потребительский рынок не более чем декларация.
Подписывайтесь на нас в Telegram