Стройка на экспорт

Евразийский экономический союз предполагает свободное перемещение бизнеса. То есть компании, зарегистрированные, например в Беларуси, могут и должны пользоваться в России или Казахстане теми же правами, что и местные предпринимательские структуры.

Разумеется, в подобном случае приоритетом в конкурентной борьбе будет деловая репутация. Но не только она. Для того, чтобы твой бизнес был востребован, необходимо заявлять о себе, активно продвигать свои услуги.

Размах одной из самых масштабных строек постсоветского пространства впечатляет. Новая казахстанская столица появилась, по сути, с нуля, в чистом поле, а точнее – в степи. Летом плюс 30, зимой почти столько же, но уже со знаком минус, Астана – одна из самых холодных столиц планеты. Но даже несмотря на столь жёсткий континентальный климат, всего за 15 лет здесь построили такое количество зданий, что в иных широтах понадобилось бы полвека. И что не менее важно, в астанинском строительном марафоне, конечно же, есть и белорусский вклад. С учётом здешней погоды – весьма важный.

Анатолий Ничкасов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Казахстане: «Это проектирование и строительство энергосберегающих жилых домов современных потребительских качеств, это ноу-хау Беларуси, это признаётся, безусловно, это реализация, причём не только проектная реализация, но и белорусы приняли участие в монтаже энергосберегающего оборудования».

Более того, не без участия наших специалистов в Астане создавались общий генплан столицы, высотный жилой квартал, ледовый каток. Что же касается экспорта сюда белорусских материалов, то это около 20 наименований. Из-за расстояния в 3 000 километров, наиболее выгоден для Беларуси именно экспорт строительных и проектных услуг. К слову, на необходимость активнее продавать не только материалы, но и услуги, внимание строительных топ-менеджеров постоянно акцентирует Президент.

Анатолий Чёрный, министр архитектуры и строительства Беларуси: «В этом году мы активизировались по экспорту услуг строительных, к уровню прошлого года мы практически вышли на 134%. Пока это сложная тема, очень тяжело выходить, опыта маловато. Работают крупные компании с серьёзным менеджментом, маркетингом серьёзным, поэтому конкурировать с ними сложно».

Опыт экспортного строительства с нуля и, по сути, под ключ у нас есть. К примеру, в пяти часах лёта от Астаны и в полутора часах езды от Калининграда белорусы меньше чем за два года возвели новейший комбикормовый завод. Аналогов у этого производства в области нет. И хотя проект не наш, зато инженерно-техническое сопровождение и материал – даже тротуарная плитка и бордюры – белорусские. Один лишь пример – отечественные бетонные сваи, они практически не ломаются при установке и поэтому даже с учётом доставки обходятся дешевле российских. Да и вообще, ситуация для бизнеса во многом парадоксальная, местные заказчики в первую очередь желают белорусам больше деловой… наглости!

Юрий Остапчик, генеральный директор компании «Финансовый гарант» (Россия): «Рыночные отношения немножко пугают наших коллег из Беларуси, и поэтому пожелание быть немножко, можно сказать, «наглее», в тендерах участвовать больше. Быть настойчивее, больше рекламы, показывать своё лицо с лучшей стороны, каким оно и является на самом деле».

К слову, именно Калининградский регион уже много лет – один из наиболее перспективных для наших строительных, а также инжиниринговых компаний. Для развития сотрудничества, казалось бы, все условия: общий язык, традиции, политическое взаимопонимание и единый Таможенный союз. Впрочем, и в этой бочке меда, как оказалось, своя ложка дёгтя. Точнее – повод для серьёзных размышлений и выводов.

Василий Елец, директор компании «Ван-Свет» (Россия): «Калининградская область является свободной экономической зоной, при ввозе из Литвы с Польшей у нас растаможка не производится на Калининградскую область, не производится уплата НДС. А это сразу на 18% стоимость ниже, чем ввозимые товары из РБ, несмотря на то, что мы в Таможенном союзе. Я думаю, на уровне правительства нужно решать этот вопрос и находить пути урегулирования».

Но объективно не только административные препятствия мешают нашему строительному экспорту разогнаться на российских просторах. Северо-Запад – ещё один масштабный, экономически активный и платёжеспособный регион наших восточных соседей. Только в самом Питере и только жилья в 2013 году было построено около двух с половиной миллионов квадратных метров. Однако если сопоставить объёмы строительства и объёмы белорусского строительного экспорта, соотношение, к сожалению, пока не в нашу пользу. И это при том, что и здесь белорусское качество строительства ценят весьма высоко.

Владимир Яковлев, президент Российского союза строителей (Россия): «Мы по-хорошему завидуем темпам строительства в Беларуси. Многое сделано, многое благоустроено. То, что касается строительной отрасли, то, что касается дорожного направления, это, действительно, здорово отличается от многих территорий Российской Федерации».

В словах бывшего питерского губернатора и министра регионального развития есть доля дипломатии. Но вместе с тем, в оценке качества белорусских стройматериалов заслуженный российский строитель отнюдь не лукавит. Один из примеров – берёзовская керамическая плитка. Ежегодно предприятие отвоевывает для себя новые объёмы на местных стройках, а это порой целые жилые кварталы.

Финский залив новых строительных возможностей – именно так специалисты называют Северо-Западный регион России. Но, как и залив – ещё не совсем море, так и Питер – ещё далеко не вся Россия. Иными словами возможности для увеличения нашего строительного экспорта далеко не исчерпаны, однако чтобы в России наши товары покупали всё чаще, нашим предприятиям необходимо быть, что называется, в тренде современных маркетинговых технологий и гибко учитывать особенности современного российского строительного бизнеса. Ну, и самое главное – у директоров наших предприятий должна быть личная заинтересованность в том, чтобы в России о наших товарах говорили не только больше, но и чаще.

Но объективно активность отдельных строительных менеджеров сегодня оставляет желать лучшего. Ну, а пока суд да дело, российские заказчики, что само по себе тоже неплохо, сами начинают искать белорусов.

Андрей Бакуров, генеральный директор компании «Гепард» (Россия): «Интересует весь спектр: штукатурка, цемент, проектные работы, фурнитура, окна, двери. Найти достаточно сложно. Потому что белорусские производители себя активно не рекламируют на российском рынке, не представляют. Сложно найти!»

Кстати, преодолеть информационный вакуум, найти надёжного поставщика и предложить многолетний заказ в данном случае россиянам помог Интернет и весьма информативный сайт Барановичского завода железобетонных конструкций. Только за прошлый год предприятие через сеть получило около 40 заказов. В итоге – звание «Лучший экпортёр-2013». Однако, пока одни с помощью Интернета уже зарабатывают, другие в возможности Всемирной сети верят слабо, а такой механизм, как видео-маркетинг, по сути, и вовсе не используют.

Сергей Мисурагин, руководитель отделения посольства Беларуси в России (г. Санкт-Петербург): «Критиковать всегда проще, но российский бизнес опережает наши взгляды – не хватает коммерческой жилки нашим. Надо быть более активными, более активно продвигать свою продукцию, больше себя пиарить».

На минувшей неделе 180 компаний из 19 стран представили свой потенциал на одной из крупнейших в Азии строительной выставке в Астане. Показать себя и, конечно же, изучить перспективный рынок под эгидой Министерства архитектуры и строительства изъявили желание пока лишь несколько предприятий. Впрочем, учитывая, что именно от экспорта стала зависеть в том числе и зарплата наших строительных менеджеров, уже к следующему аналогичному форуму в Турции активность экспортёров должна возрасти. Иначе будет поздно – конкуренты не дремлют.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram