Такие возможности открывает водный путь Е-40, по которому должно возобновиться движение речного транспорта между Балтийским и Чёрным морями. Представители Польши, Украины и Беларуси (эти страны наиболее заинтересованы в проекте) попытались ответить на вопрос «Быть ли современному пути из варяг в греки»?
Белорусская делегация в Сейме, польском парламенте, – явление, учитывая не самые тёплые политические отношения между Минском и Варшавой, нечастое, но в очередной раз подчёркивающее: когда речь заходит о выгодных и по-настоящему соседских проектах, разногласия уходят на второй план.
Андрей Клец, заместитель председателя Брестского облисполкома: «Мы уже не первый год работаем по программе трансграничного сотрудничества Беларусь – Польша – Украина и довольно успешно реализуем различные проекты».
В конференц-зале люди в деловых костюмах и морской форме. Речь о восстановлении трансевропейского Днепровско-Вислянского (от рек Днепр и Висла) водного пути, на картах его обозначают знаком Е-40.
Потенциально эта водная магистраль связывает бассейны Балтийского и Чёрного морей. Проходит по территориям Польши, Беларуси и Украины (через Гданьск, Варшаву, Брест, Пинск, Мозырь, Киев и Херсон) по рекам Висла, Нарев, Бук, Днепро-Бугскому каналу, Припять, Муховец и Днепр.
Но активно морской транспорт работает на белорусско-украинском участке от Бреста до Херсона, в сторону Запада – от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг этот путь не судоходен.
Чеслав Блоцкий, руководитель компании Trans-Wod: «Для того, чтобы пустить корабли по польскому Бугу, эту реку в некоторых местах нужно расширять, строить каналы. Тоже самое касается и Вислы, на которой кое-где есть даже мели, то есть нужна серьёзная работа со стороны государства, а Польша этим не занималась. В отличие от Беларуси. Ваш водный участок готов для проекта».
Гидроузел «Кобрин» – самый большой в Беларуси. Для того, чтобы пропустить судно, работнику достаточно нажать лишь несколько кнопок. А ведь до реконструкции ещё деревянные шлюзы открывать приходилось едва ли не вручную.
На узле поставили электростанцию, электричеством запитали даже соседний агрогородок. Чем больше судов, тем больше «экологической» электроэнергии. Но пока гидроузел загружен слабо: в среднем за два дня через него проходит одно судно. Поэтому восстановления водной магистрали здесь ждут с нетерпением.
Андрей Булыга, начальник гидроузла «Кобрин»: «Это и навыки для наших работников, и русло меньше будет заиляться, засоряться. Жила бы вода – и река бы жила своей жизнью. А так судов на данный момент очень мало. Хотелось бы, чтобы этот проект реализовался».
Хоть сегодня готовы принимать грузовые и туристические суда на гидроузле «Залузье» в Кобринском районе. Самым высоким европейским стандартам соответствует гидроузел «Тришин», который находится в центре Бреста. Реконструкция элементов Днепро-Бугского канала продолжается, но составить конкуренцию наземным перевозчикам гражданские моряки уже готовы.
Аркадий Богуш, начальник гидроузла «Тришин»: «Глядя на потоки проезжающих машин, можно сказать, что магистраль – проект экологический, не будет столько пробок, грузовиков в черте города, на трассах. Разгрузятся дороги».
Действительно: одна баржа грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 железнодорожных вагонов или 45 грузовиков. К тому же водный транспорт экологичнее и главное – перевозка стоит в разы дешевле. Просчитывая потенциал Таможенного союза, оценивая растущий Евразийский рынок, и политики, и деловые люди прекрасно понимают, какие выгоды сулит рост транзита в восточном направлении.
Пётр Павловский, представитель транспортной компании OT Logistics: «Мы очень заинтересованы в скорейшем восстановлении водного пути. Потенциал водной магистрали Е-40 больше четырёх миллионов тонн грузов в год. Это очень приличные объёмы, деньги, рабочие места и поток туристов».
Александр Кава, сотрудник координационного центра внедрения экономических реформ при Президенте Украины: «Активизация сообщения через Днепро-Бугский канал позволит везти грузы из Украины в Беларусь и Польшу и другие страны балтийского региона. То есть это по сути новые рынки, где речной транспорт может предложить совершенно новое качество услуг».
Сейчас специальная международная группа разрабатывает технико-экономическое обоснование проекта, просчитывает, что и где нужно строить, и сколько на это нужно денег. Речь, конечно, идёт о миллиардах евро инвестиций. И стороны надеются привлечь к финансированию водного пути из варяг в греки Евросоюз.
Пётр Бауч, депутат Сейма Польши: «Мы понимаем, что проект это крайне важный, в том числе для Польши. Но здесь должны быть политическая воля, а некоторые наши политики просто не хотят развивать отношения с соседями. Канал нужен, а дружить не хотим. Поэтому мы в парламенте будем переубеждать коллег. У специалистов из трёх стран прекрасные отношения».
Анжей Дольняк, координатор проекта, представитель компании Herman und Doland: «Это наши польские проблемы, но мы видим очень хорошие отношения между поляками, белорусами и украинцами. Я ещё такого очень приятного сотрудничества не видел. Мы все здесь работаем и мы имеем решимость, чтобы этот водный путь соединился».
На бумаге водный проект появится в ближайшее время, его будут отстаивать и в национальных правительствах и в евроструктурах. И здесь, конечно, многое зависит от позиции Польши, страны члена ЕС.
Поэтому не удивительно, что участники конференции большие надежды на реализацию водного проекта связывают и с парламентскими выборами, которые в Польше пройдут в следующем году. Аналитики предсказывают: грядёт смена политической элиты. Ведь по социологическим опросам 90% поляков хотят именно дружить с соседями.
Подписывайтесь на нас в Telegram