Накануне юбилея века «чёрного» символа «белого» авангарда первым оказался Минск. В музее современного искусства представили грандиозный арт-проект. Здесь зритель путешествует от квадрата к объекту, от недавних 1990-х к 1910-м годам! Что явно против хода истории.
Случись нечто, как это, лет 25 назад, пошла бы начинавшая тогда в Полоцке художник Васильева по статье «мелкое хулиганство». Те самые 15 суток на благо общества. Сейчас перформанс в центре Европы как часть арт-процесса вне залов музея вызывает, скорее, здоровый интерес в массах. Мол, чего ради?
Галина Васильева, художник: «"Чёрный квадрат" возник как символ нового искусства – авангарда. И Малевич называл его «царственным младенцем», который появился в начале века. Соль – это консервант. Это то, что сохраняет».
Только не такое сиюминутное выступление. Тут помощники – фотография и видео. Они, кстати, тоже арт-объекты проекта, где время назад. Больше месяца публика будет шагать вдоль и поперёк музея, смотреть сотни работ, начиная с конца независимых 1990-х.
Ольга Рыбчинская, куратор выставки «Avant-gARTe. От квадрата к объекту»: «У нас есть неформальные объединения, у нас есть формальное объединение «Немига-17», дальше мы идём через Парижскую школу, через Витебскую школу, находя параллели. И поэтому для нас такое построение экспозиции было в какой-то степени логично, хотя алогично».
Впервые с эпохи Перестройки в госмузее увидим творения «Бисмарка». Это арт-группа, созданная в 1980-х. Членствует в ней по-прежнему один. Следом встретим живописный Застой. Явление которого «андеграунд». Оно же – арт-подполье. Люди, писавшие неформальных «Продавщиц» для своей очень маленькой компании.
Говорил «творец оттепели» Хрущёв, сходив на выставку авангарда: «Многое – мусор! Да! Надо чистить!» Спорить с этим уже можно и даже нужно. Лишь в одном был прав генсек: до сих пор «народ (точнее, процентов 70) их не понимает». Правда, принимает Шагала как своего гения.
Репродукции шедевров предвестника сюрреализма достали к вернисажу из запасников Национального художественного. Их подарила в 1970-м наша парижанка Надя. О том, у кого училась будущая мадам Леже, напоминают авторские композиции. Чистый супрематизм с квадратом, обнулившим искусство в дооктябрьском 1915.
Ольга Архипова, куратор проекта «Сто лет белорусскому авангарду»: «Старые какие-то афиши, мусор… То есть это всё могло склеиваться, соединятся на холсте. Но это связано, прежде всего, с экспериментами. Когда художник экспериментирует, он, конечно, нарушает все традиционные правила. В основном авангард собирали коллекционеры».
Тем интереснее эта экспозиция 100 лет арт-революции. Правда, 30-е, 40-е здесь – вырванные годы. Период «социалистического реализма», победившего у нас иные «-измы», временно.
Подписывайтесь на нас в Telegram