Свистите, а то денег не будет! Народный мастер из Кричева Вячеслав Яковенко опровергает народную примету о вреде свиста. Керамист возродил искусство старинной игрушки-свистульки. У славян звучащие фигурки из глины считались оберегами.
Свистульки, по убеждению наших предков, являются самым надёжным инструментом для зазывания долгожданной весны. По традиции обряд проводят у дерева, украшенного лентами, бумажными птицами и цветами.
Народный мастер Беларуси Вячеслав Яковенко из Кричева возродил искусство народной глиняной игрушки-свистульки. Для этого пришлось проштудировать не один исторический документ, расспросить старожилов о секретах изготовления свистульки, чтоб радовала и слух, и глаз. За свою двадцатилетнюю творческую биографию Вячеслав обучил не одну сотню, как он шутит, «свистунов». Для начала нужно освоить «анатомию звука». Чтобы старинная свистулька-«сова» глухо заухала…
И совсем другое дело – соловьиная трель…
А вот причудливая фигурка всадника на утке – это оберег жителей Верхнего Поднепровья ещё с языческих времён. Как и это «чудо в перьях» – утка-конь.
Вячеслав Яковенко, народный мастер Беларуси: «Это всадник верхом на полуконе-полуутке. Утка – символ ночи, конь – символ дня. Оберег, который охранял людей днём и ночью. Это одна из древнейших свистулек».
Расписанные и покрытые глазурью, «рябые» и чёрные – у каждой техники свои старинные рецепты.
Вячеслав Яковенко, народный мастер Беларуси: «Достигаются эти разводы окунанием в капустный рассол или в молочную болтанку. А вот это задымлённая керамика. Она чёрная, потому что посуду опускали в закрытый ящик с опилками».
Наши далёкие предки с помощью свиста заклинали дождь и ветер, отпугивали злых духов, поучает своих подмастерьев кричевский мастер. Так что примета «не свисти, а то денег не будет» правдива лишь наполовину: если сотрясать воздух попусту, без свистульки.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Свистульки, по убеждению наших предков, являются самым надёжным инструментом для зазывания долгожданной весны. По традиции обряд проводят у дерева, украшенного лентами, бумажными птицами и цветами.
Народный мастер Беларуси Вячеслав Яковенко из Кричева возродил искусство народной глиняной игрушки-свистульки. Для этого пришлось проштудировать не один исторический документ, расспросить старожилов о секретах изготовления свистульки, чтоб радовала и слух, и глаз. За свою двадцатилетнюю творческую биографию Вячеслав обучил не одну сотню, как он шутит, «свистунов». Для начала нужно освоить «анатомию звука». Чтобы старинная свистулька-«сова» глухо заухала…
И совсем другое дело – соловьиная трель…
А вот причудливая фигурка всадника на утке – это оберег жителей Верхнего Поднепровья ещё с языческих времён. Как и это «чудо в перьях» – утка-конь.
Вячеслав Яковенко, народный мастер Беларуси: «Это всадник верхом на полуконе-полуутке. Утка – символ ночи, конь – символ дня. Оберег, который охранял людей днём и ночью. Это одна из древнейших свистулек».
Расписанные и покрытые глазурью, «рябые» и чёрные – у каждой техники свои старинные рецепты.
Вячеслав Яковенко, народный мастер Беларуси: «Достигаются эти разводы окунанием в капустный рассол или в молочную болтанку. А вот это задымлённая керамика. Она чёрная, потому что посуду опускали в закрытый ящик с опилками».
Наши далёкие предки с помощью свиста заклинали дождь и ветер, отпугивали злых духов, поучает своих подмастерьев кричевский мастер. Так что примета «не свисти, а то денег не будет» правдива лишь наполовину: если сотрясать воздух попусту, без свистульки.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram