Олимпиаду в Сочи широко освещают средства массовой информации всего мира. По статьям даже можно проследить отношение разных стран к России. Кто-то пишет о достижениях, а кто-то ищет огрехи.
То, что спорт не отделим от политики, уверены и сотрудники российских архивов. Широкой публике они представили документы, которые касаются прежних Олимпиад и долгое время были под грифом «секретно».
Белорусы, россияне, украинцы, казахи. Так, как болеют друг за друга на просторах бывшего СССР, не болеет никто. Объяснение простое: почти 60 лет это была одна команда одной большой страны. Советскую сборную приглашали на Олимпиаду ещё в послевоенном 48-м. Но в то время этот вопрос был больше политическим, и решали его обстоятельно.
Команду «на старт» сборной Союза давали в Москве, в кабинетах Кремля. Олимпийское, конечно, «совершенно секретное» решение было принято 18 апреля 1951 года. Уже через год команда страны «победившего социализма» (300 человек) участвовала в своей первой Олимпиаде в Хельсинки. Общественность узнала об этом всего за неделю до начала соревнований.
В составе сборной СССР в Хельсинки из БССР отправились семь человек. Однако наши любители спорта об этом и не знали. Поскольку белорусов в числе чемпионов не было, о них в передовицах не упоминали. Хотя четвёртое место в беге на 400 метров с барьерами минчанина Анатолия Юлина, учитывая, в каких условиях были советские спортсмены, сейчас бы посчитали большим достижением. Делегации катастрофически не хватало денег. В записках, которые летят в ЦК КПСС, одна просьба: пришлите конвертируемую валюту.
Любовь Ватутина ведущий научный сотрудник Российского государственного архива новейшей истории: «До 76-го года всё обмундирование, которым снаряжалась наша сборная, было платным. Спортсмены должны были за зимние виды спорта заплатить 30% стоимости обмундирования, за летние – 50%».
На закрытии Игр советским спортсменам аплодировали все трибуны: 71 медаль, из них 22 – золотые. В Кремле это посчитали поражением и отмечать не стали. О наградах вообще не говорили. Кстати, этой стороне вопроса, архивисты отвели целый стенд. Из Кремлёвских записок становится понятно – премии спортсменам стали выплачивать только в брежневские времена.
Андрей Стебаков, заместитель директора Государственного архива административных органов: «Те победы, которые были у всех на устах, но документальная составляющая была засекречена. В этом и есть главная ценность выставки, когда можно посмотреть обратную сторону той ситуации, которая не звучала из радиоприемников, позже с экранов телевизоров».
Из официальных сообщений следовало: советские олимпийцы деньгами не интересуются. У них другие заветные желания. Например, «стать членом партии Ленина». Эти просьбы удовлетворяли. Кстати, сбылась мечта и всего Союзного руководства. Еще в 89-м году Совет министров СССР просил рассмотреть вопрос о выдвижении кандидатуры Сочи и Красной Поляны для проведение зимних Олимпийских игр 1998 года. Спустя 16 лет всё так и получилось.
Подписывайтесь на нас в Telegram