Выставка в честь юбилея архитектора Национального художественного музея Михаила Бакланова открылась в Минске

«Каменный» век Михаила Бакланова: столица сегодня вспоминала своего архитектора. Из-под циркуля Мастера вышло здание Национального художественного – первого музея, построенного в СССР. Здесь открылась выставка проектов к юбилею зодчего.

«Каменный» век Михаила Бакланова: столица сегодня вспоминала своего архитектора. А также печально известной госдачи Вискули. Но не этот объект стал главной доминантой в заслуженной биографии. Из-под циркуля Мастера вышло здание Национального художественного – первого музея, построенного в СССР. Здесь открылась выставка проектов (иногда утопических) к юбилею зодчего.

За столом – юбиляр! Точнее, таким он был, когда рождался музей. В главном холле впервые после 1957 года раскрыта готовальня Бакланова. Набор циркулей «лёгкого конструктивиста» (шептали над чертежами современники) сохранила семья.

Все эти линии вышли на Ленинскую улицу столицы с кухни Бакланова. Там, в едком дыму «Беломора» (курил и автор, и заказчик – Аладова) сутками обсуждалась каждая деталь будущего «храма искусств». Сегодня в раме – проект №1. То, для чего не хватило места в Минске. Проект №2 – то, на чём сэкономили. Смотрим – горельеф вдоль фасада… А теперь?

Все видели его снаружи и на купюре в тысячу рублей. А так он выглядит изнутри. Это самый знаменитый купол столицы, возведённый Михаилом Баклановым. Уж очень напоминает крыши Парижа.

Посторонним вход сюда строго воспрещён. 8 лет от точки на ватмане до точки на карте столицы. По сути дом с колоннами – «лебединая песня» сталинского классицизма. Открывали здание без архитектора. И сейчас вопрос: причиной тому стала обострившаяся язва либо… Бакланов так и не принял музей в таком виде. Мол, не та «Слава» (скульптура, ставшая ныне символом), не те… Это, по легенде, профиль зодчего. Можно сравнить с бюстом на выставке.

Надежда Усова, заместитель генерального директора Национального художественного музея Беларуси: «Когда мы получили его от родственников, я была поражена. С одной стороны – удивительным чувством стиля его как архитектора. Он прекрасно чувствовал конструктивизм. Он прекрасно лёг в 1960-е. Эти здания не устарели до сих пор, их не хочется снести. С другой стороны, я была просто потрясена, что он хотел сделать с Минском, какие проекты вынашивались в этой голове».

В альбоме – 83 фотофиксации сделанного Мастером. К примеру, набережная с шарами напротив телекомплекса ОНТ. Из утопий: не узнали? Район исторического Верхнего города (фонтан, где сегодня пирамида Ратуши). А это – кинотеатр на месте культового Красного костёла. Было время, а есть – реальность Бакланова. Скажем «спасибо» за музей!


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

 

Подписывайтесь на нас в Telegram