Десять тысяч лет в одной экспозиции: Национальный исторический презентовал свои раритеты

90 лет назад в Минске открылся «Беларускі Дзяржаўны Музей», сокращённо БДМ. Ныне это – Национальный исторический, прозванный в народе «зданием с пушкой».

90 лет назад в Минске открылся «Беларускі Дзяржаўны Музей», сокращённо БДМ. Ныне это – Национальный исторический, прозванный в народе «зданием с пушкой». Орудие эпохи сразу после Наполеона у парадного подъезда с 1969 года. А сегодня главное государственное хранилище древностей впервые представило на одной выставке раритеты десяти тысячелетий. Как шутят учёные «от палеолита до главлита».

Вещей «до» и «нашей» эры здесь свыше тысячи. Авторы проекта зашагали по истории с верхнего палеолита. То есть момента, когда современная Беларусь стала землёй людей. Старожил выставки – костяная фибула. Застёжка для одежды, правда, служила первобытным обитателям Брянщины. Что, впрочем, рядом с нами.

Алеся Арабей, заведующая отделом Национального исторического музея Беларуси: «Это шесть километров от города Сморгони. В 70-е годы начали разрабатывать карьер по выборке песка и гравия, пошли предметы археологии. Сама рукоять такого тёмного, богатого коричневого цвета, а весь орнамент, он был такого ярко выраженного белого цвета. К сожалению, сейчас уже заполнение утрачено».

Сенсация вернисажа – так называемый жезл шамана. Эта культовая вещь эпохи мезолита, то самое – назад на 10 тысяч лет. И около 400 тысяч артефактов сегодня в закромах главного музея Родины. Из земли под Борисовом в витрину попал «клад викинга». Этот меч – конца IX века – ровесник Рогнеды.

Олег Ладисов, куратор проекта «Новая жизнь национальных сокровищ»: «Нам будет интересно, как к этому отнесутся наши коллеги, музейные работники. Небольшая «интервенция», то есть мы поместили в зал с оружием национальный костюм».

Причём женский. Кстати, наряд сватьи Мотольского «строя» 1932 года ещё из довоенной коллекции БелДзяржМузея. Линию прекрасного в экспозиции держат сейчас и по-настоящему мужские Слуцкие пояса. Самый ценный аксессуар коллекции тканей передан в 1961 году из близкого к нашей «меже» Чернигова.

Ирина Зварико, научный сотрудник Национального исторического музея Беларуси: «У той музей ён трапіў з маёнтка Качанаўка ад сталецыі памешчыка Тарноўскага. А гэта як раз той самы Тарноўскі, які сябраваў з Іллёй Рэпіным і стаў адным з цэнтральных персанажаў палатна “Казакі пішуць пісьмо турэцкаму султану”. На дадзены момант у музеі мы маем дзве адзінкі поўных паясоў».

Тех, что точно сделаны «в граде Слуцке». Этот и иные, как Копыль, «города Радзивиллов» сегодня можно рассмотреть на карте Речи Посполитой. Тогда «белорусов» звали «литвинами». На полях деревни Литва, что под Молодечно, был найден 600-летний пояс Витовта. Серебряный набор эксперты сейчас признают второй святыней нации после утраченного когда-то фондами Исторического музея Креста Ефросиньи Полоцкой.

И вновь эпоха Витовта. Только уже сквозь увеличительное стекло. Диаметр – около двух сантиметров. Это пенязь – первая монета Великого княжества, где-то 80-е годы XIV века. На всю Европу таких «серебренников» сегодня два – у нас и у наших соседей, литовцев.

Вернуться, гуляя по экспозиции, стоит и к «некоронованным королям» – Радзивиллам. Сабля князя «Пане Коханку» уже не в Несвиже. А ведь то и дело поговаривали о разделе коллекции. Мол, нужно отдать раритеты из замка в замок.

Олег Рыжков, директор Национального исторического музея Беларуси: «2013 год не стоял на месте, его нельзя назвать «сильно урожайным» или «очень успешным» в плане пополнения фондов. В то же время более пяти тысяч предметов. Сегодня Вы берёте у меня интервью на фоне именно новых поступлений. Это канделябры, это комод».

Собирать национальные сокровища музею материально сегодня помогают меценаты. И это совсем не «Беларусь у фантастычных апавяданнях». Труд нашего классика Борщевского – точнее, единственный в стране экземпляр первого издания 1844 года – также доступен на выставке веков.

Подписывайтесь на нас в Telegram