Удар по тунеядцам

Слова «налог на неработающих» впервые в нашей стране прозвучали летом из уст премьер-министра. Который посетовал, что в стране есть граждане, не работающие принципиально, на бирже труда не зарегистрированные, не вносящие в казну никаких налогов.
Слова «налог на неработающих» впервые в нашей стране прозвучали летом из уст премьер-министра. Который посетовал, что в стране есть граждане, не работающие принципиально, на бирже труда не зарегистрированные, не вносящие в казну никаких налогов. В то время как государство обеспечивает их бесплатным медицинским обслуживанием и прочими благами.

С тех пор звучали различные мнения на тему целесообразности и размера такого налога. И вот о том, что законопроект разрабатывается, на расширенном заседании в Палате представителей заявила начальник главного управления Министерства финансов Светлана Кретова.

Новость об этом налоге взбудоражила многих граждан. Ведь теоретически в этом статусе может оказаться любой, например, в период поиска нового места. Обычно государство некоторое время поддерживает безработных пособием, а не берёт с них налог. Аналогов в мировой практике отечественные экономисты, кстати, не нашли. Это белорусское ноу-хау. Ассоциации возникают лишь с СССР, где активно боролись с тунеядцами. Граждан, живущих на нетрудовые доходы, порицали, перевоспитывали и наказывали. Существовала даже уголовная статья.

Идея о налоге прозвучала летом из уст премьер-министра. Михаил Мясникович привёл данные: около 445 тысяч человек трудоспособного населения нигде не работают. «Ситуацию нужно исправлять. Один из способов – введение налога с неработающих». Осенью очень сдержанно ситуацию комментировали представители Минфина и Минтруда. Из обрывочных ответов: документ разрабатывается. Речь идёт о ежегодном платеже в 2,6 млн рублей. На сегодня это соответствует 20 базовым величинам. Критерии отбора неизвестны. Пока всё. По нашим данным, документ находится на согласовании в Совмине.

Забавная игра цифр. Официальная безработица в Беларуси – полпроцента от трудоспособного населения. На бирже труда зарегистрировано более 20 тысяч граждан. Откуда же тогда взялась подпольная армия неработающих в 445 тысяч – практически 10% экономически активных граждан? Некоторые из них действительно не имеют никакого места работы.

Сергей Чалый, финансовый аналитик: «Быть официально зарегистрированным безработным в принципе человеку не очень выгодно. Крайне низкое пособие плюс обязательство участвовать в общественных работах и так далее. Мало кто ради этих бонусов готов официально проходить эту процедуру».

Ну, а большую часть этих граждан вообще сложно назвать безработными. Они активно трудятся за границей или занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. Упрёки государства в их адрес вполне обоснованы. Они не платят налоги, зато имеют доступ к разным социальным благам: медицине, образованию, дешёвым коммуналке и транспорту. Налицо нарушение принципа социальной справедливости. Но как вычленить иждивенцев, чтобы не нарушить этот самый принцип? Ведь формально в эту категорию попадают и многодетные матери, которые занимаются только домом и детьми. Или граждане, которые давно осели за границей и реально не пользуются на родине никакими социальными услугами. Пожалуй, такому налогу могут обрадоваться только предприниматели-нелегалы. Заплатил небольшой налог и чист перед законом.

Александр Чубрик, директор исследовательского центра Института приватизации и менеджмента: «Например, у меня небольшая нелегальная контора по строительным услугам. У меня работает много людей, но я работаю с наличными и не плачу налоги. Мне говорят: «20 базовых величин». Я говорю: «Отлично! Спасибо за такой налог». Т.е. это несправедливо по отношению к другим игрокам рынка. Они тоже так захотят».

А как собрать этот налог с других так называемых неработающих? Официальных доходов нет. Имущество, скорее всего, будет зарегистрировано на других лиц. Даже в случае решения вопросы через суд с псевдобезработного чаще нечего будет взять.

Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров: «Надо посмотреть, во сколько государству обойдётся введение этого налога. Именно расходы. Надо содержать налоговый аппарат, надо будет содержать дополнительных милиционеров, которые будут за руку отлавливать не занятых в экономике, надо содержать дополнительных судей, которые будут судить этих незанятых, заставляя их принудительно уплачивать налог. Расходы на содержание этого аппарата могут превысить все желаемые поступления в бюджет».

Эксперты считают, что эффективнее создать условия, чтобы нелегалы сами выходили из тени. Повысить пособие по безработице и создавать новые рабочие места, чтобы граждане, которым действительно нужна работа, более охотно официально регистрировались на бирже. Упростить процедуру пересылки денежных переводов из-за границы. Ведь сейчас их надо регистрировать в Департаменте по гуманитарной помощи. Создать максимально простую процедуру регистрации и уплаты налогов в тех сферах, где процветает серый бизнес.

Сергей Чалый, финансовый аналитик: «Не пытаться административным способом решить налог, а создать такие стимулы, когда человеку было бы выгодно не вести себя так, как государство считает ненормальным. Есть же хорошие примеры. Например, недавние решения по автосервису. Вот, пожалуйста, у вас есть возможность делать это совершенно официально».

Пока на повестке дня – методы принуждения. До конца года депутаты парламента должны рассмотреть законопроект, который внесёт изменения в административный кодекс. Тогда суды смогут применять административный арест до 15 суток к должникам, которые скрывают доходы и не платят по исполнительным листам. Не исключено, что в эту категорию могут попасть налоговые должники и злостные неплательщики алиментов. Налог на безработных введут скорее всего с 1 января 2015 года. Так что у псевдобезработных есть год, чтобы официально стать на путь исправления. А правительству стоит разработать не только метод кнута, но пряника.

Подписывайтесь на нас в Telegram