Чёткие по организации, результативные по содержанию, а в целом исторические. Именно так эксперты оценивают итоги минских саммитов, которые на уходящей неделе впервые принимал Дворец Независимости.
В четверг здесь прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором встретились президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин. А в пятницу на Совете глав государств СНГ, кроме президентов Беларуси, Казахстана и России, здесь встречались президенты Азербайджана, Армении, Украины, Молдовы, Узбекистана, Таджикистана, от Кыргызстана и Туркменистана приехали вице-премьеры.
Архитектурный шедевр, который и стал площадкой для политических сенсаций, открылся как раз к приезду высоких гостей. Дух постмодернизма закреплён в классических архитектурных формах и деталях, подчеркивающих белорусскую аутентичность: в мозаике, гобеленах и орнаментах. Архитектура и интерьер гостей, конечно, интриговали. Александр Лукашенко на правах хозяина встреч, к тому же Беларусь сейчас председательствует в СНГ, даже провёл небольшую экскурсию для своих коллег по Таможенному союзу.
Дело в том, что у Беларуси и у Минска репутация площадки, где удобно обсуждать и договариваться. Именно в Минске в ноябре 2009 года был принят Таможенный кодекс и Единый таможенный тариф, с чего и началось практическое функционирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. А под Брестом в резиденции «Вискули» почти 22 года назад было подписано соглашение о создание СНГ.
Союз Советских Социалистических Республик, вопреки словам гимна, просуществовав без малого 70 лет (с 1922 по 1991 годы), не оказался нерушимым. 1991 год стал последним годом существования одной из супердержав. Если Литва, Латвия и Эстония, одними из первых выйдя из состава СССР, начали строить свою государственность без оглядки на бывших союзников, то для других 12 республик создание СНГ стало спасительной возможностью сохранить хотя бы относительную устойчивость и связи – экономические, производственные, культурные. И не всегда и не для всех переход к самостоятельности проходил мирно и бескровно. Гражданская война в Таджикистане, Нагонный Карабах для Армении и Азербайджана, Приднестровье для Молдовы – болевые точки процесса под названием «распад СССР». После конфликта в Абхазии и Южной Осетии из состава СНГ вышла Грузия. Но до сегодняшнего дня Содружество по-прежнему объединяет 11 государств.
Говоря о единстве, часто приводят такой пример: легче сломать один предмет – прутик или карандаш, чем связку. Всё это справедливо в политике и экономике. Поэтому государства дорожат отношениями с соседями, создают союзы. Но всё же объединение – это не одно целое. И у каждой страны свой взгляд, в данном случае на Содружество Независимых Государств, и свои интересы.
Именно об интересах – всего Содружества в целом и Беларуси в частности – в понедельник с Президентом Александром Лукашенко смогли поговорить руководители большинства ведущих средств массовой информации СНГ, которые и сами являются экспертами в политико-экономических вопросах. Поэтому вопросы задавали весьма конкретные. Такими же были и ответы. Поэтому проговорили три часа вместо полутора запланированных. И представитель каждой страны спрашивал о своём, самом злободневном. Так, главный редактор «Известий», говоря об инвестициях, привёл в пример ситуацию с «Уралкалием». Кого бы хотел видеть Александр Лукашенко в числе владельцев предприятия и не отразится ли калийный конфликт на приватизационных процессах в Беларуси в дальнейшем?
Глава межгосударственной телерадиокомпании «МИР», прекрасно зная, что Александр Лукашенко – ярый сторонник интеграции, поднял тему отношения СНГ и Таможенного союза с Украиной, которая в ноябре подписывает соглашение об ассоциации с ЕС и в перспективе готова вступить в Евросоюз.
Разумеется, речь зашла и об экс-президенте Кыргызстана Курмамбеке Бакиеве, который во время переворота в апреле 2010 года, когда в Бишкеке погибли 90 человек, по личному приглашению Президента Лукашенко прилетел в Минск.
И всё же представитель издания из Кыргызстана признался, что его народ возлагает большие надежды на интеграцию. И задача президентов их оправдать, для этого нужно меньше слов и больше убедительных действий.
Гендиректор информационного агентства «Арминфо» Эммануил Мкртчян поднял острую тему статуса непризнанных государственных субъектов, таких как Нагорный Карабах, и перспективу их участия в Таможенной «тройке». Александр Лукашенко согласился, что вопрос действительно новый для глав СНГ, однако в нынешней повестке саммита не значится.
На этот раз Армения – активный участник СНГ – не раз заявляла о желании присоединиться к Таможенному союзу. И Серж Саргсян подчеркнул, что рассчитывает на поддержку в этом процессе. В Минске принято решение разработать дорожную карту по присоединению Еревана к «интеграционной тройке».
Ильхам Алиев прибыл в Минск в приподнятом настроении: на прошлой неделе он победил на президентских выборах и будет руководить Азербайджаном ещё 5 лет, с чем его Александр Лукашенко с коллегами поздравил.
Для Кыргызстана, который вместо президента представлял вице-премьер, участие в Таможенном союзе – также один из главных внешнеполитических ориентиров. Главное препятствие – обязательства перед ВТО. У Кыргызстана нет той тарифной защиты перед внешними рынками, которая предусмотрена в Таможенном союзе. А значит, и торговать с объединением «тройки» неоправданно затратно. А ведь именно общий рынок Беларуси, Казахстана и России и есть самый близкий и выгодный.
Молдова, стремясь к ассоциации с ЕС, не отказывается участвовать в интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Присутствие Николае Тимофти это подтверждает. При этом упор Кишинёв делает на развитие торговли.
Таджикистан рассчитывает на поддержку партнёров по СНГ, в первую очередь, в сферах безопасности, борьбы с наркотрафиком и терроризмом. Сказывается близость Афганистана и намерение США отозвать свой военный контингент из взрывоопасного региона. Гарантом стабильности может служить поддержка силами ОДКБ – Организации Договора о коллективной безопасности.
ОДКБ – военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии на основе Договора о коллективной безопасности. Сейчас в организации состоят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.
Туркменистан, так же как и Кыргызстан, прислал в Минск вице-премьера. Дело в том, что в воскресенье страна празднует День независимости. И к тому же Ашхабад, объявив о своей нейтральности, по сути, стал ассоциированным членом СНГ, что, впрочем, не помешало председательствовать в организации в прошлом году. А вот президент Узбекистана – редкий гость на саммитах – в Минск всё-таки приехал.
В будущем году эстафета председательства от Беларуси переходит к Украине. Для Киева сейчас важно определить внешнеполитические приоритеты: между Таможенным союзом и ассоциацией с ЕС. Хотя пока Киев не то чтобы колеблется, но всерьёз намерен договориться и с Востоком и с Западом – обо всех возможных преференциях двух союзов.
Такая расстановка интересов и палитра проблем в «клубе одиннадцати», по сути, и формирует повестку переговоров. После обсуждения президенты утвердили общие Программы по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, торговлей людьми. Стороны намерены сообща бороться с коррупцией и преступлениям в сфере информационных технологий, развивать культурное и гуманитарное сотрудничество. На будущее Александр Лукашенко как председатель Совета глав государств выделил несколько ключевых приоритетов развития Содружества. Прежде всего, речь об экономическом сотрудничестве. Зона свободной торговли работает, но не в полную силу. Кроме того, партнёры вправе рассчитывать на взаимную поддержку на международной арене.
Насыщенность совместными проектами. К слову, будущий год в Содружестве пройдёт под знаком туризма, а 2015 год объединит общая память о победе в Великой Отечественной: он объявлен Годом ветеранов. Всё это даёт основание аналитикам говорить о возрождении СНГ и о том, что организация свой потенциал ещё не исчерпала.
Президент Беларуси предложил для СНГ другую метафору. Не коммунальной квартиры, с которой часто сравнивали СССР, а комфортного коттеджного посёлка, где у каждого есть свой собственный дом, но жильцы вместе могут решать свои общие проблемы. При этом Александр Лукашенко с другими лидерами предлагает Грузии вернуться на общую улицу.
Говорить о том, что Содружество Независимых Государств – единственное объединение на постсоветском пространстве, тоже нельзя.
Со временем на фундаменте СНГ стали появляться более продвинутые объединения. Военно-политические – ОДКБ. И экономические. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), куда входят Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, набрав интеграционную скорость, эволюционировало в Таможенный союз – Беларуси, Казахстана и России. А потому, уверены эксперты, в скором времени ЕврАзЭс может быть вообще упразднено.
Именно от президентов «тройки» – Александр Лукашенко, Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина – на уходящей неделе и ждали прорывных решений и геополитических сенсаций. И ожидания оправдались. После продолжительного Высшего Евразийского экономического совета переговоры в четверг завершились, когда в Минске уже стемнело, президенты объявили о намерении снять все барьеры в торговле. Т.е. принцип, когда «исключения подтверждают правило», возможен в Таможенном союзе, где счёт изъятиям идёт на сотни. В более тесном Союзе – в Евразийском экономическом, который заработает с 2015 года, должны быть общие правила в торговле (без исключений и изъятий), а также свободное передвижение услуг, капиталов и рабочей силы. Одним из важных вопросов и для Беларуси и для Казахстана является перспектива снятия с 1 января 2014 года экспортных пошлин на нефтепродукты из российской нефти, которые Беларусь прибыльно продаёт за пределы Таможенного союза. Казахстан ратует за отмену особых для России тарифов на поставку газа и нефти.
Владимир Путин, президент России: «Мы понимаем, что для наших партнёров важно исключить эти изъятия, связанные с нефтью, нефтепродуктами и так далее. Мы готовы. Для нас это потеря бюджета, но мы готовы это сделать. Но рассчитываем на то, что и партнёры пойдут нам навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны».
Для Беларуси выгода от таких решений очевидна. Даже если взять всего две отрасли экономики – нефтехимию и промышленность – счёт идёт на миллиарды долларов.
В выигрыше и наши партнёры по Таможенному союзу: помимо торговли, интеграция даст серьёзный импульс в укреплении кооперационных и научных связей.
К слову, в науке применяется такое понятие, как синергетический эффект, т.е. возрастание эффективности после интеграции или слияния отдельных частей в единую систему. Правило действует и в отношении будущего Евразийского союза. Эксперты подсчитали: объединение экономик даст прибавку участникам «тройки» за 5 лет до 5% ВВП каждой страны, а к 2030 году – до 15%. В абсолютных величинах получаются пока астрономические на слух – $700 млрд.
Сергей Глазьев, советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции: «С 2015 года должен заработать Евразийский экономический союз, который к общему дополнению товаров и услуг, капитала и труда будет иметь и общие стратегии развития агропромышленности, в сельском хозяйстве».
Впрочем, чтобы рассчитывать на такой эффект, Минску, Москве и Астане важно выбрать оптимальный темп для интеграции и двигаться строго по графику. Нельзя медлить: до запуска Союза осталось чуть больше года, но и торопиться не следует, ведь можно упустить из виду важные детали.
Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана: «Мы договорились, что идём на подписание соглашения о создании Евразийского экономического союза, который должен начинать работать 1 января 2015 года. Для этого в мае следующего года мы должны увидеть проект документа и его подписать, чтобы успеть за полгода ратифицировать в своих парламентах. Это была главная задача».
Евразийский экономический союз – проект союза суверенных государств с единым экономическим, военным и таможенным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза России, Казахстана и Беларуси и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ – ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза.
Умение договариваться и находить компромисс в сложных вопросах – черта, которой обладают опытные политики. Уже на двусторонней встрече Александр Лукашенко и Владимир Путин признались: переговоры были непростые, но в интеграции удалось продвинуться весьма серьёзно. Так что не зря встречу в Минске уже назвали исторической.
Владимир Путин, президент России: «Я Вам очень благодарен, что Вы как председатель смогли так интеллигентно разрулить все эти развязки, мы смогли в результате выйти на общее согласованное и приемлемое решение практически по всем вопросам. Работа сегодня была результативной в значительной степени благодаря тому, как она была сегодня реализована».
Если контуры договора Евразийского экономического союза президенты определили довольно чётко, то его географические границы вполне могут измениться. На участие в объединении претендуют Армения и Кыргызстан, но для этого страны должны выполнить все условия вступления. Кроме того, нынешний Таможенный и будущий Евразийский союз, набирая вес на глобальной карте, становится интеграционным магнитом и для других государств: об интересе к созданию режима свободной торговли ранее заявляли Вьетнам, Израиль и Новая Зеландия. Президенты Путин и Назарбаев в Минске дополнили список перспективных партнёров.
Соседняя же Украина, похоже, на первое место ставит ассоциацию с ЕС, что означает открытие своего рынка для Евросоюза и перевод производств на западные нормативы и правила. При этом Виктор Янукович на саммите рассчитывал сохранить режим свободной торговли со странами евразийской «тройки».
Каким будет выбор – это внутреннее дело Украины. А её президент Виктор Янукович не теряет оптимизма и уверенности, что сможет пользоваться и рынком Евросоюза, и рынком Евразийского союза. Главное, считает президент Украины, и эту мысль с ним разделяет Александр Лукашенко, чтобы у людей внутри союзов росло благосостояние. Пусть даже пока многие условия участия в двух союзах, в том числе чисто технические, совершенно различные. Тем не менее, самые продвинутые интеграторы говорят и о том, что просто Украина – только первая ласточка в революционных интеграционных процессах. Между Евразийским союзом и ЕС. Со временем двум крупным объединениям всё равно придётся договариваться. И кто знает, может, именно Минску в очередной раз предстоит стать площадкой для такой интеграции интеграций.
Завершились саммиты символичной церемонией у Дворца Независимости, где была заложена Аллея почётных гостей. Ведь деревья, которые будут расти вместе, со временем станут сильнее, а их корни, как и общая история, накрепко переплетутся. СНГ действительно можно назвать корнем, на котором держаться все существующие постсоветские объединения. Все страны разные, со своими проблемами и амбициями, именно в Содружестве могут всегда услышать друг друга и договориться по любым проблемам. А Евразийский союз – пока только будущий плод важных экономических преобразований, основанных на общих истории и экономических интересах постсоветского и мирового пространства.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
В четверг здесь прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором встретились президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин. А в пятницу на Совете глав государств СНГ, кроме президентов Беларуси, Казахстана и России, здесь встречались президенты Азербайджана, Армении, Украины, Молдовы, Узбекистана, Таджикистана, от Кыргызстана и Туркменистана приехали вице-премьеры.
Архитектурный шедевр, который и стал площадкой для политических сенсаций, открылся как раз к приезду высоких гостей. Дух постмодернизма закреплён в классических архитектурных формах и деталях, подчеркивающих белорусскую аутентичность: в мозаике, гобеленах и орнаментах. Архитектура и интерьер гостей, конечно, интриговали. Александр Лукашенко на правах хозяина встреч, к тому же Беларусь сейчас председательствует в СНГ, даже провёл небольшую экскурсию для своих коллег по Таможенному союзу.
Дело в том, что у Беларуси и у Минска репутация площадки, где удобно обсуждать и договариваться. Именно в Минске в ноябре 2009 года был принят Таможенный кодекс и Единый таможенный тариф, с чего и началось практическое функционирование Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. А под Брестом в резиденции «Вискули» почти 22 года назад было подписано соглашение о создание СНГ.
Союз Советских Социалистических Республик, вопреки словам гимна, просуществовав без малого 70 лет (с 1922 по 1991 годы), не оказался нерушимым. 1991 год стал последним годом существования одной из супердержав. Если Литва, Латвия и Эстония, одними из первых выйдя из состава СССР, начали строить свою государственность без оглядки на бывших союзников, то для других 12 республик создание СНГ стало спасительной возможностью сохранить хотя бы относительную устойчивость и связи – экономические, производственные, культурные. И не всегда и не для всех переход к самостоятельности проходил мирно и бескровно. Гражданская война в Таджикистане, Нагонный Карабах для Армении и Азербайджана, Приднестровье для Молдовы – болевые точки процесса под названием «распад СССР». После конфликта в Абхазии и Южной Осетии из состава СНГ вышла Грузия. Но до сегодняшнего дня Содружество по-прежнему объединяет 11 государств.
Говоря о единстве, часто приводят такой пример: легче сломать один предмет – прутик или карандаш, чем связку. Всё это справедливо в политике и экономике. Поэтому государства дорожат отношениями с соседями, создают союзы. Но всё же объединение – это не одно целое. И у каждой страны свой взгляд, в данном случае на Содружество Независимых Государств, и свои интересы.
Именно об интересах – всего Содружества в целом и Беларуси в частности – в понедельник с Президентом Александром Лукашенко смогли поговорить руководители большинства ведущих средств массовой информации СНГ, которые и сами являются экспертами в политико-экономических вопросах. Поэтому вопросы задавали весьма конкретные. Такими же были и ответы. Поэтому проговорили три часа вместо полутора запланированных. И представитель каждой страны спрашивал о своём, самом злободневном. Так, главный редактор «Известий», говоря об инвестициях, привёл в пример ситуацию с «Уралкалием». Кого бы хотел видеть Александр Лукашенко в числе владельцев предприятия и не отразится ли калийный конфликт на приватизационных процессах в Беларуси в дальнейшем?
Глава межгосударственной телерадиокомпании «МИР», прекрасно зная, что Александр Лукашенко – ярый сторонник интеграции, поднял тему отношения СНГ и Таможенного союза с Украиной, которая в ноябре подписывает соглашение об ассоциации с ЕС и в перспективе готова вступить в Евросоюз.
Разумеется, речь зашла и об экс-президенте Кыргызстана Курмамбеке Бакиеве, который во время переворота в апреле 2010 года, когда в Бишкеке погибли 90 человек, по личному приглашению Президента Лукашенко прилетел в Минск.
И всё же представитель издания из Кыргызстана признался, что его народ возлагает большие надежды на интеграцию. И задача президентов их оправдать, для этого нужно меньше слов и больше убедительных действий.
Гендиректор информационного агентства «Арминфо» Эммануил Мкртчян поднял острую тему статуса непризнанных государственных субъектов, таких как Нагорный Карабах, и перспективу их участия в Таможенной «тройке». Александр Лукашенко согласился, что вопрос действительно новый для глав СНГ, однако в нынешней повестке саммита не значится.
На этот раз Армения – активный участник СНГ – не раз заявляла о желании присоединиться к Таможенному союзу. И Серж Саргсян подчеркнул, что рассчитывает на поддержку в этом процессе. В Минске принято решение разработать дорожную карту по присоединению Еревана к «интеграционной тройке».
Ильхам Алиев прибыл в Минск в приподнятом настроении: на прошлой неделе он победил на президентских выборах и будет руководить Азербайджаном ещё 5 лет, с чем его Александр Лукашенко с коллегами поздравил.
Для Кыргызстана, который вместо президента представлял вице-премьер, участие в Таможенном союзе – также один из главных внешнеполитических ориентиров. Главное препятствие – обязательства перед ВТО. У Кыргызстана нет той тарифной защиты перед внешними рынками, которая предусмотрена в Таможенном союзе. А значит, и торговать с объединением «тройки» неоправданно затратно. А ведь именно общий рынок Беларуси, Казахстана и России и есть самый близкий и выгодный.
Молдова, стремясь к ассоциации с ЕС, не отказывается участвовать в интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Присутствие Николае Тимофти это подтверждает. При этом упор Кишинёв делает на развитие торговли.
Таджикистан рассчитывает на поддержку партнёров по СНГ, в первую очередь, в сферах безопасности, борьбы с наркотрафиком и терроризмом. Сказывается близость Афганистана и намерение США отозвать свой военный контингент из взрывоопасного региона. Гарантом стабильности может служить поддержка силами ОДКБ – Организации Договора о коллективной безопасности.
ОДКБ – военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии на основе Договора о коллективной безопасности. Сейчас в организации состоят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.
Туркменистан, так же как и Кыргызстан, прислал в Минск вице-премьера. Дело в том, что в воскресенье страна празднует День независимости. И к тому же Ашхабад, объявив о своей нейтральности, по сути, стал ассоциированным членом СНГ, что, впрочем, не помешало председательствовать в организации в прошлом году. А вот президент Узбекистана – редкий гость на саммитах – в Минск всё-таки приехал.
В будущем году эстафета председательства от Беларуси переходит к Украине. Для Киева сейчас важно определить внешнеполитические приоритеты: между Таможенным союзом и ассоциацией с ЕС. Хотя пока Киев не то чтобы колеблется, но всерьёз намерен договориться и с Востоком и с Западом – обо всех возможных преференциях двух союзов.
Такая расстановка интересов и палитра проблем в «клубе одиннадцати», по сути, и формирует повестку переговоров. После обсуждения президенты утвердили общие Программы по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, торговлей людьми. Стороны намерены сообща бороться с коррупцией и преступлениям в сфере информационных технологий, развивать культурное и гуманитарное сотрудничество. На будущее Александр Лукашенко как председатель Совета глав государств выделил несколько ключевых приоритетов развития Содружества. Прежде всего, речь об экономическом сотрудничестве. Зона свободной торговли работает, но не в полную силу. Кроме того, партнёры вправе рассчитывать на взаимную поддержку на международной арене.
Насыщенность совместными проектами. К слову, будущий год в Содружестве пройдёт под знаком туризма, а 2015 год объединит общая память о победе в Великой Отечественной: он объявлен Годом ветеранов. Всё это даёт основание аналитикам говорить о возрождении СНГ и о том, что организация свой потенциал ещё не исчерпала.
Президент Беларуси предложил для СНГ другую метафору. Не коммунальной квартиры, с которой часто сравнивали СССР, а комфортного коттеджного посёлка, где у каждого есть свой собственный дом, но жильцы вместе могут решать свои общие проблемы. При этом Александр Лукашенко с другими лидерами предлагает Грузии вернуться на общую улицу.
Говорить о том, что Содружество Независимых Государств – единственное объединение на постсоветском пространстве, тоже нельзя.
Со временем на фундаменте СНГ стали появляться более продвинутые объединения. Военно-политические – ОДКБ. И экономические. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), куда входят Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, набрав интеграционную скорость, эволюционировало в Таможенный союз – Беларуси, Казахстана и России. А потому, уверены эксперты, в скором времени ЕврАзЭс может быть вообще упразднено.
Именно от президентов «тройки» – Александр Лукашенко, Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина – на уходящей неделе и ждали прорывных решений и геополитических сенсаций. И ожидания оправдались. После продолжительного Высшего Евразийского экономического совета переговоры в четверг завершились, когда в Минске уже стемнело, президенты объявили о намерении снять все барьеры в торговле. Т.е. принцип, когда «исключения подтверждают правило», возможен в Таможенном союзе, где счёт изъятиям идёт на сотни. В более тесном Союзе – в Евразийском экономическом, который заработает с 2015 года, должны быть общие правила в торговле (без исключений и изъятий), а также свободное передвижение услуг, капиталов и рабочей силы. Одним из важных вопросов и для Беларуси и для Казахстана является перспектива снятия с 1 января 2014 года экспортных пошлин на нефтепродукты из российской нефти, которые Беларусь прибыльно продаёт за пределы Таможенного союза. Казахстан ратует за отмену особых для России тарифов на поставку газа и нефти.
Владимир Путин, президент России: «Мы понимаем, что для наших партнёров важно исключить эти изъятия, связанные с нефтью, нефтепродуктами и так далее. Мы готовы. Для нас это потеря бюджета, но мы готовы это сделать. Но рассчитываем на то, что и партнёры пойдут нам навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны».
Для Беларуси выгода от таких решений очевидна. Даже если взять всего две отрасли экономики – нефтехимию и промышленность – счёт идёт на миллиарды долларов.
В выигрыше и наши партнёры по Таможенному союзу: помимо торговли, интеграция даст серьёзный импульс в укреплении кооперационных и научных связей.
К слову, в науке применяется такое понятие, как синергетический эффект, т.е. возрастание эффективности после интеграции или слияния отдельных частей в единую систему. Правило действует и в отношении будущего Евразийского союза. Эксперты подсчитали: объединение экономик даст прибавку участникам «тройки» за 5 лет до 5% ВВП каждой страны, а к 2030 году – до 15%. В абсолютных величинах получаются пока астрономические на слух – $700 млрд.
Сергей Глазьев, советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции: «С 2015 года должен заработать Евразийский экономический союз, который к общему дополнению товаров и услуг, капитала и труда будет иметь и общие стратегии развития агропромышленности, в сельском хозяйстве».
Впрочем, чтобы рассчитывать на такой эффект, Минску, Москве и Астане важно выбрать оптимальный темп для интеграции и двигаться строго по графику. Нельзя медлить: до запуска Союза осталось чуть больше года, но и торопиться не следует, ведь можно упустить из виду важные детали.
Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана: «Мы договорились, что идём на подписание соглашения о создании Евразийского экономического союза, который должен начинать работать 1 января 2015 года. Для этого в мае следующего года мы должны увидеть проект документа и его подписать, чтобы успеть за полгода ратифицировать в своих парламентах. Это была главная задача».
Евразийский экономический союз – проект союза суверенных государств с единым экономическим, военным и таможенным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза России, Казахстана и Беларуси и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ – ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза.
Умение договариваться и находить компромисс в сложных вопросах – черта, которой обладают опытные политики. Уже на двусторонней встрече Александр Лукашенко и Владимир Путин признались: переговоры были непростые, но в интеграции удалось продвинуться весьма серьёзно. Так что не зря встречу в Минске уже назвали исторической.
Владимир Путин, президент России: «Я Вам очень благодарен, что Вы как председатель смогли так интеллигентно разрулить все эти развязки, мы смогли в результате выйти на общее согласованное и приемлемое решение практически по всем вопросам. Работа сегодня была результативной в значительной степени благодаря тому, как она была сегодня реализована».
Если контуры договора Евразийского экономического союза президенты определили довольно чётко, то его географические границы вполне могут измениться. На участие в объединении претендуют Армения и Кыргызстан, но для этого страны должны выполнить все условия вступления. Кроме того, нынешний Таможенный и будущий Евразийский союз, набирая вес на глобальной карте, становится интеграционным магнитом и для других государств: об интересе к созданию режима свободной торговли ранее заявляли Вьетнам, Израиль и Новая Зеландия. Президенты Путин и Назарбаев в Минске дополнили список перспективных партнёров.
Соседняя же Украина, похоже, на первое место ставит ассоциацию с ЕС, что означает открытие своего рынка для Евросоюза и перевод производств на западные нормативы и правила. При этом Виктор Янукович на саммите рассчитывал сохранить режим свободной торговли со странами евразийской «тройки».
Каким будет выбор – это внутреннее дело Украины. А её президент Виктор Янукович не теряет оптимизма и уверенности, что сможет пользоваться и рынком Евросоюза, и рынком Евразийского союза. Главное, считает президент Украины, и эту мысль с ним разделяет Александр Лукашенко, чтобы у людей внутри союзов росло благосостояние. Пусть даже пока многие условия участия в двух союзах, в том числе чисто технические, совершенно различные. Тем не менее, самые продвинутые интеграторы говорят и о том, что просто Украина – только первая ласточка в революционных интеграционных процессах. Между Евразийским союзом и ЕС. Со временем двум крупным объединениям всё равно придётся договариваться. И кто знает, может, именно Минску в очередной раз предстоит стать площадкой для такой интеграции интеграций.
Завершились саммиты символичной церемонией у Дворца Независимости, где была заложена Аллея почётных гостей. Ведь деревья, которые будут расти вместе, со временем станут сильнее, а их корни, как и общая история, накрепко переплетутся. СНГ действительно можно назвать корнем, на котором держаться все существующие постсоветские объединения. Все страны разные, со своими проблемами и амбициями, именно в Содружестве могут всегда услышать друг друга и договориться по любым проблемам. А Евразийский союз – пока только будущий плод важных экономических преобразований, основанных на общих истории и экономических интересах постсоветского и мирового пространства.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram