Столичная автошкола «Профит-А» обанкротилась: курсанты не могут вернуть ни деньги, ни сдать экзамен в ГАИ

«Мечтаем попасть в ГАИ» – с такой формулировкой на «Горячую линию» ОНТ обратились курсанты одной из известных столичных автошкол «Профит-А», на дверях которой в центре Минска сегодня висит амбарный замок.

«Мечтаем попасть в ГАИ» – с такой формулировкой на «Горячую линию» ОНТ обратились курсанты одной из известных столичных автошкол «Профит-А», на дверях которой в центре Минска сегодня висит амбарный замок.

Буквально за несколько недель до выдачи сертификатов для экзамена в ГАИ людям объявили: школа банкрот, денег нет, их документы пропали. Последние 1,5 месяца пытаются выяснить, кто в ответе за такое отношение?

Даже Минтранс сказал: «Постараемся, конечно, решить, но вы должны понимать, что никому чужие учащиеся и курсанты не нужны».

Кому нужны? А точнее, кто нужен им, чтобы проблема сдвинулась с места? После обращения в 17 инстанций ответ на этот вопрос так и не нашли. Мингорисполком, милиция, прокуратура, Министерство транспорта и коммуникаций… Кажется, обили все пороги, и самый частый ответ – «Не вправе вмешиваться».

Всего пострадавших – 21 человек. Каждый полностью оплатил обучение – больше Br3,5 млн за курс. Теорию прошли, но за руль так и не сели. Проблемы временные, утверждал директор несколько недель, а потом объявил, что банкрот – ликвидирует фирму и с учащимися больше никаких дел иметь не хочет.

Почти в каждом ответе на коллективную просьбу курсантов помочь решить проблему – переадресация. Полтора месяца понадобилось, чтобы бумаги дошли до потенциального адресата – «Белтехосмотра». Государственное предприятие 3 года как имеет полномочия контролировать работу автошкол – всех 509 по стране. Они же выставляют рейтинги тем, кто учит водителей. «Профит-А» в этих списках нет.

Татьяна Степанова, пресс-секретарь «Белтехосмотра»: «Будем проводить проверку по случаю, уже завтра наши специалисты будут встречаться с руководством этой автошколы. Дальше уже будем говорить более детально, описывать ситуацию».

Самая вероятная мера наказания – школу закроют, только вот вряд ли это пугает тех, кто сам рад закрыться. Совет адвокатов – потерпевшим не стоит бояться заявлений о банкротстве и пытаться вернуть хоть что-то своё по-хорошему. Для нулевого результата слишком много потраченных усилий, которые, кстати, суд тоже может оценить во вполне конкретные суммы «морального ущерба».

Галина Комаровская, адвокат: «Здесь действительно нарушается право потребителей, и вероятность положительного решения достаточно велика. Даже если предприятие идёт на банкротство, то срок исковой давности для предъявления исков учредителям-директорам – 10 лет».

Эта поправка в законе о банкротстве – 10 лет на выплаты долгов – появилась в 2003 году. И сразу испортила простые мошеннические схемы: просто распустить фирму уже не получится.

Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «У нас социальная защита велика, и всё это прописано в законах, вплоть до уголовной ответственности. Процесс выплат идёт по очереди. Как правило, сначала контору обяжут рассчитаться с сотрудниками и кредиторами, только потом дойдёт очередь клиентов».

В 2009 году по такой схеме свои деньги возвращали курсанты минской автошколы «Пилот». Больше 200 человек потратили не один месяц, чтобы добиться правды. Сами суды по делам о защите прав потребителей работают быстро. Людям даже не надо платить, чтобы начать процесс.

В транжирстве учредитель «Профит-А» винит подчинённых. Пока готов говорить только по телефону. Объясняет, что нет времени на личные встречи. Тем более что сегодня вдруг всплыло решение так долго тянувшейся проблемы. По словам директора, «вариант появился в связи с надвигающейся проверкой – докатать вас».

На составление расписания опять нужна неделя. Время для курсантов, по их словам, некритичное – боятся другого: где гарантии, что про них опять не забудут и не начнут отправлять по инстанциям не только частник, но и те, кто его работу должны контролировать и в идеале вообще не допускать таких ситуаций?


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram