Акварель Радзивиллов реставрируют в Национальном художественном музее

Истории искусства сегодня вернули «Убитого лося». Полвека акварель с таким сюжетом хранили в запасниках Национального художественного. И, надо сказать, надёжно. До сих пор набросок к живописной серии «Охота Радзивиллов» – классика пейзажа Юлиана Фалата –

Истории искусства сегодня вернули «Убитого лося». Полвека акварель с таким сюжетом хранили в запасниках Национального художественного. И, надо сказать, надёжно. До сих пор набросок к живописной серии «Охота Радзивиллов» – классика пейзажа Юлиана Фалата – значился лишь в инвентарных книгах музея. Доступ к ним, само собой, ограничен.

Эту сенсацию в музее готовили почти два года. Правда, даже сегодня кое-где заметны следы от гвоздей. Что было, осталось потомкам в электронном варианте. Мастера сняли «Лося» с подрамника. Следом отделили рисунок от холста (по научному говоря «раздублировали»). Таким на бумаге создавал пейзаж Несвижа автор.

Анжелика Чудиевич, художник-реставратор: «Родного Фалата здесь 99%, в общем-то. То есть тонировки были сделаны только в местах утрат – там, где плесень поработала. Акварель – это питательная среда для этих организмов. В результате реставрации как раз появился цвет. То, чего не было до этого».

Отныне в глаза летят утки, плывут облака… Но по-прежнему вопрос: когда написан сей сюжет? Дату Фалат не проставил. Возможным называют 1886 год. В тот год выдающийся акварелист впервые оказался в наших краях. Здесь поляк Юлиан фиксировал трофеи будущего кайзера Германии Вильгельма, родича Радзивиллов. К слову, родное название акварели – «Охотники на реке с убитым лосем».

До сих пор большинство искусствоведов уверены: работ Юлиана Фалата в коллекциях нашей страны нет. Что удивительно! Ведь до 1939 года в Несвижском замке был целый «кабинет» с этюдами, эскизами, набросками живописца белорусского Полесья.

В довоенной описи главной резиденции Радзивиллов этот «Лось» не значится. В Минск грандиозную акварель (её размер 1 метр 40 на 50 сантиметров) передали почти полвека назад из Павловского дворца-музея. Это под бывшим Ленинградом. То, что сделал Фалат, сегодня в папках хранилища зарубежной графики. Мол, польская школа.

Светлана Прокопьева, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «У нас незаконченные произведения как таковые. Это наброски. Соответственно, художник всегда в них эскизен. Он всегда старается уловить только основную сущность. Конечно же, если говорить о портретах, то мы должны говорить о том, что Фалат достаточно ярко выраженный реалист».

Кстати, паспарту (кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рамку, в которую вставляют фотографию, рисунок или гравюру) – родные. На обороте читаем: «Несвижский замок». Акварельный «Портрет Стефановича» и карандашный «Портрет егеря» открыли только в 2009 году на выставке к 70-летию музея. Охоту публики на нового Фалата сейчас думают организовать в новом корпусе Национального художественного. Проект – вернисаж одной картины. Уже не забытой.

Подписывайтесь на нас в Telegram