«Жизнь за рулём»: сложно ли отказаться от авто в День без автомобиля?

«Жизнь за рулём»: сложно ли отказаться от авто в День без автомобиля?
22 сентября в Беларуси проходит пятый юбилейный День без автомобиля. По уже сложившийся традиции «праздника» всем владельцам авто предложат на день отказаться от своих роскошных средств передвижения и пройтись пешком, или же пересесть на куда более полезный и для окружающей среды, и самого человека – велосипед.

Самой же традиции проводить День без автомобилей в этом году исполняется 15 лет. Идея родилась в 1998 году во Франции. Однако спонтанно разнообразные мероприятия по минимизации использования личного транспорта проходили в разных странах мира ещё с 1973 года, запомнившегося крупным нефтяным кризисом. В специальном послании конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон (Richard Milhous Nixon) призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то, сберегая горючее и на меньших скоростях. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк.

Поначалу День без автомобиля отметили всего около двух десятков городов. А уже в конце XX века в странах Западной Европы начали проводиться национальные кампании, связанные с Днём без автомобилей. К 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира.

Сергей, водитель: «Полностью разделяю идеи и принципы этого дня. Но без машины я как без ног. Ни на день не могу от неё отказаться. Это уже больше чем средство передвижения, это, наверное, уже способ и стиль жизни».

Доказано, что для многих, ставшая стилем жизни, постоянная «жизнь за рулём» вредит окружающему нас миру. А ежегодное увеличение парка автотранспортных средств усугубляет и без того уже задымлённую ситуацию, сложившуюся над крупными городами всего мира. Так, за 2012 год в Республике Беларусь парк автотранспортных средств увеличился на 28,8 тыс единиц (0,8%) к уровню 2011года. Уровень автомобилизации населения Беларуси составил 403,3 автомобиля на 1000 человек. Тенденция такова, что владельцев авто с каждым днём в Беларуси становится всё больше – в Минске количество машин уже в ближайшее время превысит миллионный рубеж.

Татьяна Харлинская, руководитель пресс-службы ГАИ ГУВД Мингорисполкома: «Сегодня автомобиль – это необходимость, однако, с другой стороны, нужно учитывать то пагубное влияние на экологию, которое оказывает большое количество транспорта. По статистике, в настоящее время в столице насчитывается более 780 тыс транспортных средств. На тысячу жителей Минска приходится 400 транспортных средств. Это достаточно высокий уровень автомобилизации. Поэтому столичная Госавтоинспекция поддерживает идею проведения Дня без автомобиля, но этот выбор каждый из водителей должен сделать самостоятельно. 22 сентября с 9:00 до 18:00 в Минске будет закрыта для автомобильного движения и парковки территория Верхнего города, а также улица Ленина от улицы К. Маркса до улицы Кирова в районе Национального художественного музея. Это участки, которые можно запросто объехать по соседним улицам. Временное ограничение движения несколько освободит центр города, позволит ему дышать свободнее».

Герман, певец, телеведущий: «Автомобильный рынок сегодня позволяет практически каждому иметь свой автомобиль. К сожалению или к счастью, этот процесс необратим, необратим во всём мире. И Минск не исключение».

Однако, понимая, что в современных условиях полностью отказаться от автомобилей просто невозможно, городские власти и руководители различных организаций стремятся напомнить общественности о проблемах, которые несёт в себе автотранспорт хотя бы раз в год. Крупные города Европы в этот день сокращают использование автомобилей для поездок по городу в пользу трамвая, троллейбуса, автобуса, метро и других видов общественного транспорта, а также велосипедов и пешей ходьбы.

Ольга, кондуктор автобуса: «Не скажу что людей, пассажиров, стало больше. Скорее как обычно. Да ещё и выходной день сегодня. Поэтому если кто и отказывается от автомобилей, то скорее всего не в пользу экологии, а просто хотят отдохнуть от будничной суеты. Но ведь и это неплохо. Мы вот уже несколько маршрутов сделали – машин в городе как и в любое другое утро воскресенья. Может ещё рано. А, может, кто-то действительно отказался и поехал на транспорте. Таких, кто бы предъявил мне водительское удостоверение и поехал бесплатно – пока не было. Но опять-таки ещё весь день впереди».

Екатерина, велосипедист: «Конечно, никто и не спорит, что машина это и удобно, и быстро. Но можно поспорить о том, насколько это полезно. Мне как велосипедисту бывает неудобно и иногда страшно от такого количества машин в городе. Да и статистика говорит сама за себя! Посмотрите, сколько в последнее время ДТП с участием машин и велосипедов. Сколько после этих аварий умирает людей, сколько остаётся инвалидами».

Статистика УГАИ ГУВД Мингорисполкома не утешает. За последние полгода в ДТП в Минске погибли 20 человек, 323 – пострадали. Причины разные. Схожесть одна – авто.

Дмитрий, водитель: «На дороге всяких хватает. Однако это не повод не садиться за руль вообще. Я профессиональный водитель. Работа за рулём меня кормит. Да и к тому же мне это очень нравится. А отказываться от автомобиля сегодня… Нет. Сегодня я работаю. Завтра выходной, завтра и откажусь».

Не стоит забывать и о другой, не менее печальной статистике, в более глобальном, планетарном масштабе. Средний пробег автомобиля за год составляет 15 тысяч километров. За это время автомобиль потребляет около двух тонн топлива. При этом поглощается тридцать тонн кислорода! А две тонны топлива в результате дают нам порядка 700 килограммов угарного газа, 430 килограммов окислов азота и 230 килограммов всевозможных углеводородов. Теперь всё это следует умножить на общее количество автомобилей в мире. Сегодня их число перевалило за миллиард, а к 2035 году в мире будет насчитываться 1,7 млрд авто. Для сравнения: в 1986 году это число составляло «лишь» 500 млн. К слову, велосипедов в мире на сегодняшний день насчитывается более 1,4 млрд. Однако по-прежнему самое здоровое средство передвижения проигрывает в популярности автомобилю. И это при том, что в 2005 году по итогам опроса общественного мнения в Великобритании, велосипед был признан величайшим изобретением с 1800 года. Тогда за велосипед проголосовало больше опрошенных, чем за все остальные изобретения вместе взятые.

Екатерина, велосипедист: «Я люблю свой велосипед и ухаживаю за ним. На нём я всегда доберусь до любого нужного мне места быстрее машины, и без всяких пробок».

Ирина, велосипедист: «К подобным акциям отношусь положительно. Не потому, что в городе слишком уж много машин. Скорее, я беспокоюсь об экологии. Хочется, чтобы воздух был чище. И вообще всем будет полезнее пересесть на велосипеды».

Люция Лущик, телеведущая: «Я традиционно в этот день отказываюсь от автомобиля – вот уже, наверное, на протяжении лет шести. В этот день планирую велопрогулку, а машина пусть стоит в гараже. Если говорить откровенно, то День без автомобиля – это капля в море. Но лучше это делать всем, чем просто игнорировать».

Подсчитать сколько велосипедистов и велосипедов в Минске сложно. Мода на этот вид транспорта постепенно проникает и в Беларусь. Сегодня стало престижно иметь не только автомобиль, но и велосипед. Не редко в Минске можно встретить на велосипедных прогулках целые семьи, компании друзей. Куда интереснее объехать город, да и всю страну на велосипеде, чем на авто. Здоровее будет.

Татьяна Харлинская, руководитель пресс-службы ГАИ ГУВД Мингорисполкома: «Что касается меня лично, то мой стаж вождения боле 10 лет. Могу управлять как легковыми, так и грузовыми автомобилями. Правда, учитывая, что недавно продала своё авто, сейчас я – пассажир. Так что каждый день для меня без автомобиля. И сейчас, добираясь на работу общественным транспортом или иногда пешком, изучаю организацию дорожного движения с точки зрения пешехода. В выходные дни обожаю велосипедные прогулки, тем более, что в последнее время таких организованных маршрутов в Минске стало гораздо больше. Самое главное, это уважение на дороге между всеми участниками движения: будь ты водитель, велосипедист или пешеход».

Герман, певец, телеведущий: «Для меня этот день лучше даже, чем День рождения. Я постоянно нахожусь за рулём. Практически 24 часа в сутки. Образ и стиль жизни такой, что без авто никуда. И поэтому я сделаю всё возможное, чтобы в этот день быть без автомобиля и с удовольствием присоединюсь к акции».

Сколько же минчан присоединится к акции сказать сложно. Проведение одного Дня без автомобилей не сможет устранить все проблемы негативного влияния автотранспорта на окружающую среду и человека. Однако этот день – хороший повод обратить внимание общественности на большую экологическую проблему наших городов, на качество атмосферного воздуха, которым мы с вами дышим.

Но если всё же вы выехали в город на автомобиле сайт ONT.BY даст Вам несколько советов, как минимизировать вредные выбросы своего автомобиля:

1. Эко-вождение рекомендует карпулинг (carpooling). Если Вы с коллегами соседи или же живёте неподалёку – договаривайтесь поочерёдно по пути на работу заезжать друг за другом, и, в соответствии с этим, по пути с работы развозить друг друга по домам. В этом случае экономится топливо, авто изнашиваются меньше.

3. Водите медленней: передвигаясь со скоростью 70-80 км/ч, вы теряете всего 11 минут на 100 км, при всём этом сберегаете 15-20% топлива.

4. Старайтесь меньше применять педаль тормоза, больше двигаться накатом, более плавно тормозить и разгоняться. Не разгоняйтесь перед запрещающим сигналом светофора.

5. Не возите излишний груз и снимайте верхний багажник. Это позволяет сберечь 6-8% топлива.

7. Не забывайте инспектировать давление в шинах: даже в городе шины с уровнем давления на 25% ниже общепринятых мерок наращивают сопротивляемость автомобиля при старте на 10%, что ведёт к большему потреблению топлива.

8. Выключайте двигатель при остановках и в длительных пробках.
 

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram