Город в руинах: этюды оккупированного и освобождённого Минска впервые изъяли из музейных запасников

«Город, которого нет!» – эта фраза из песни подходит к портрету Минска. В руинах – 80% зданий! Такой в 1944 году увидели столицу бойцы Красной Армии и художники. Их репортажные зарисовки впервые изъяли из запасников музея истории Великой Отечественной вой

«Город, которого нет!» – эта фраза из песни подходит к портрету Минска. В руинах – 80% зданий! Такой в 1944 году увидели столицу бойцы Красной Армии и художники. Их репортажные зарисовки впервые изъяли из запасников музея истории Великой Отечественной войны.

Этими руками стреляли и писали в упор. Сегодня 40 работ – уже музейных – взяли в рамы. Их форма напоминает минские окна. Те самые, из которых видели первый Партизанский парад 16 июля 1944. Ядро выставки – хроника Великого дня. Правда, без автографа Евгения Зайцева. Скромность – классика жанра.

Екатерина Тюрина, дочь народного художника БССР Евгения Зайцева: «Человек он был очень энергичный, живой. Потому и этюдники писал, и маленькие и большие. Но, как говорится, воспитан был всё-таки на картине».

На войне холст, конечно, – роскошь. Служить репортажной графике призвали, например, папиросную бумагу. Что удивительно? Тонкие наброски не потеряли линий. Лишь иногда – края. Площадь Свободы, Ленинская улица, Оперный театр – у каждого был свой Минск.

Наталья Филиппович, научный сотрудник музея истории Великой Отечественной войны: «Авторы этих произведений, я думаю, даже не думали, что спустя десятилетия вот эти зарисовки карандашом, углем, тушью и даже акварелью станут историческими документами. Я познакомилась с семьёй Владимира Фёдоровича Соколова, его дочерью Ларисой, которая нам любезно не продала, а передала огромную коллекцию».

Он защищал Минск, а после попал в ГУЛАГ. В лагере с 1949 по 1956 годы (даты на листах) Соколов вспоминал свой город. Да и в занятой врагом столице бросили мольберт не все. За стеклом – натурная зарисовка площади Коласа 1941 года Валентина Волкова. После художник станет почти «советским миллионером». И это он купит первую в городе «Победу».

Эти руины уже не стреляли. Сразу после освобождения на возрождение родного Минска вышел, наверное, каждый из 103 тысяч оставшихся в живых. Там, на заднем плане работы Моноса Моносзона, – первое здание музея. Дом, который выстоял все 1100 «огненных» дней.

Сегодня в нём – Совет профсоюзов. Адрес точно знает скромный человек с усами. Однофамилец Купалы – из первого штата Музея истории Великой Отечественной. Открыли его в 1944 году. В экспозиции-дебюте висело живописное «Освобождение» бывшего партизана Луцевича.

Олег Луцевич, художник: «Меня оставили в Минске и направили в Союз художников. Потому что командир отряда знал, что, значит, я рисую портреты своих друзей».

За грандиозный «Парад» Зайцев получил 55 тысяч рублей. По «Акту». Его нашли к выставке. Как и эти строки: рукой автора – «сходить в музей». В День города его двери будут открыты.

Подписывайтесь на нас в Telegram